Работаем с самозанятыми
Наталья Лаврентьева
05.12.2025
88
5 минут

В​​ЭДО с внештатным персоналом: 10 вопросов бизнеса

Договоры, акты и другие документы с внештатниками выгоднее и проще подписывать через ЭДО.​ В этой статье разберем, как устроен электронный документооборот, какие подписи бывают и насколько это безопасно.
В​​ЭДО с внештатным персоналом: 10 вопросов бизнеса
Наталья Лаврентьева
88
5 минут
Содержание
  • 1. Что такое внешний электронный документооборот
  • 2. Чем ВЭДО отличается от email-переписки
  • 3. Зачем нужен ВЭДО, если есть чек из «Мой налог»
  • 4. Какие электронные подписи бывают
  • 5. Как доказать, что именно исполнитель подписал документ
  • 6. Где хранятся документы
  • 7. Что будет с документами, если сервис закроется
  • 8. Где взять шаблоны документов
  • 9. Как ВЭДО защищает от переквалификации в трудовые отношения?
  • 10. Как работают сервисы для ЭДО с внештатниками?
  • Вопрос — ответ
  • 1. Что такое внешний электронный документооборот

    Внешний документооборот — это обмен юридически значимыми документами между компанией и внешними контрагентами: ООО, ИП, самозанятыми и физлицами.​
    Компания и ее подрядчики получают электронную цифровую подпись (ЭЦП) и обмениваются договорами, допсоглашениями или актами через специальные сервисы. Документы, подписанные с помощью ЭЦП, имеют такую же юридическую силу, как и подписанные вручную.

    2. Чем ВЭДО отличается от email-переписки

    Документы, подписанные по электронной почте и ВЭДО, имеют одинаковую юридическую силу. Главное — прописать в основном договоре, что такой способ обмена допустим и приравнивается к бумажным оригиналам.

    Но для отправки договора по почте нужно распечатать документ, подписать его вручную, отсканировать и отправить файлом. В сервисах ЭДО подписание и обмен происходят онлайн, без печати и сканирования. Компания может рассылать документы массово и автоматизировать процесс онбординга и сбора актов и чеков.

    3. Зачем нужен ВЭДО, если есть чек из «Мой налог»

    Чека недостаточно, чтобы подтвердить сдельный характер работы с исполнителями и защитить бизнес от переквалификации отношений в трудовые. Кроме того, чеки часто теряются, или исполнитель по какой-то причине аннулирует его без предупреждения. Документы, которые обосновывают расход и подтверждают проектный характер работ:​

    • Договор — фиксирует, что именно делает исполнитель, в какие сроки и за какую сумму​.
    • Акт — подтверждает, что услуга оказана и принята заказчиком​.
    • Чек — первичный документ, подтверждающий оплату услуг.

    «Работа в ритме» работает с внештатниками через «Самозанятые.рф» с 2024 года. Автоматизация документооборота и выплат исполнителям стала инструментом масштабирования: за год выручка компании выросла в четыре раза, а база исполнителей — до 3 000 человек.

    📎 Документы для безопасной работы с самозанятым

    Бизнесу
    29.12
    Документы для работы с самозанятым для ИП и юрлица

    4. Какие электронные подписи бывают

    Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» выделяет три вида подписей.​

    Вид подписи Как создается Где используется Юридическая сила
    ПЭП, простая SMS-код или логин, пароль Договоры с физлицами, акты, внутренние документы Равна собственноручной при наличии соглашения сторон ​
    НЭП/УНЭП, неквалифицированная Через Госуслуги, сайт ФНС или в аккредитованном удостоверяющем центре Внутренний документооборот, документы с подрядчиками Равна собственноручной при наличии соглашения сторон ​
    КЭП/УКЭП квалифицированная В аккредитованном удостоверяющем центре Отчетность в ФНС, госзакупки, ЭДО между юрлицами Равна собственноручной подписи и печати автоматически ​

    Как это работает

    1. Компания загружает документ в сервис для ВЭДО и подписывает его с помощью кода из СМС.
    2. Сервис отправляет исполнителю ссылку на подписание.
    3. Исполнитель открывает документ в своем личном кабинете, нажимает «Подписать» и тоже вводит код из СМС — это и есть ПЭП.
    4. Компания получает уведомление о подписании.
    5. Обе стороны получают подписанный экземпляр: оригинал можно скачать.​

    Стороны принимают соглашение об использовании ПЭП, поэтому документ имеет юридическую силу.​

    🦃 Важно
    Один документ нельзя подписывать разными типами подписей. Если самозанятый подписывает договор с помощью ПЭП, то и компания-клиент подписывает тот же документ ПЭП.​

    5. Как доказать, что именно исполнитель подписал документ

    Во время регистрации исполнитель предоставляет свои паспортные данные и ИНН. Сервис идентифицирует исполнителя и проверяет предоставленные данные по базам ФНС, включая актуальность статуса самозанятого и его лимиты годового дохода. 

    Данные хранятся на стороне сервиса и могут быть предоставлены в качестве доказательства в суде или при налоговой проверке.​

    6. Где хранятся документы

    Документы хранятся на серверах оператора ЭДО. Требования к безопасности операторов установлены на государственном уровне — они обязаны использовать сертифицированные средства криптографической защиты, резервное копирование и защиту от несанкционированного доступа.​

    Ваши документы защищает:

    • Шифрование при передаче и хранении данных​.
    • Разграничение доступа — документы видят только участники сделки​.
    • Резервное копирование — данные не потеряются при сбое​.
    • История изменений — сервис фиксирует, кто и когда открывал документ.​
    Бизнесу
    25.09
    Как бизнесу безопасно платить самозанятым

    7. Что будет с документами, если сервис закроется

    Электронные документы необходимо хранить столько же, сколько бумажные. Для первичных документов — пять лет. Если сервис для ЭДО закроется, вы сможете скачать архив и хранить его у себя на серверах. В этом случае ​документы не потеряют юридическую силу.

    8. Где взять шаблоны документов

    Вариант 1. Использовать готовые

    Платформы для работы с самозанятыми предоставляют типовые договоры и акты, разработанные юристами с учетом требований законодательства и практики ФНС. Такие шаблоны минимизируют риск переквалификации в трудовые отношения.​

    Вариант 2. Загрузить свои

    В сервис можно загрузить договор, дополнительное соглашение или любой другой документ, если у компании есть специфические требования или согласованная юристами форма.​

    Юристы сервиса «Самозанятые.рф» составят шаблон договора, учитывая сферу бизнеса и требования законодательства. На платформе есть функция массового подписания: вы можете корректировать условия в любой момент. Переподписание займет до одного дня.  

    9. Как ВЭДО защищает от переквалификации в трудовые отношения?

    Переквалификация договора ГПХ в трудовой — главный риск бизнеса при сотрудничестве с самозанятыми. Если налоговая или Роструд докажут подмену отношений, — компания должна будет трудоустроить исполнителей со дня начала сотрудничества, выплатить за них НДФЛ, пенсионные и страховые взносы. ​

    Электронный документооборот помогает снизить риск переквалификации:

    • При налоговой проверке у компании есть 5-10 дней, чтобы предоставить документы в ведомство. В сервисах для ЭДО бумаги упорядочены и всегда под рукой, поэтому вы сможете вовремя ответить на запрос ФНС.
    • В договорах от сервисов для сотрудничества с внештатниками предусмотрены безрисковые с точки зрения ФНС формулировки.​
    • Каждая выплата привязана к акту, в котором прописаны результаты работ.

    Система хранит историю сотрудничества с исполнителями и на основании документации подтверждает проектный характер работы​.

    Документы всегда под рукой
    Подключите ЭДО с внештатниками: предоставим договор и сформируем акты и чеки по каждой выплате
    Подробнее

    10. Как работают сервисы для ЭДО с внештатниками?

    Сервисы для работы с внештатным персоналом собирают данные ваших исполнителей, предоставляют шаблоны безрисковых договоров или загружают в кабинет ваши. Как правило, документы подписывают с помощью ПЭП. Это удобно: исполнитель получает ссылку, вводит код из смс и договор или акт считается подписанным. Оригиналы хранятся на платформе и компания может в любой момент скачать архив по нужному периоду или исполнителю.

    «Самозанятые.рф» — официальный партнер ФНС. Налоговая, ГИТ и суды принимают документы, подписанные через сервис.​

    Если внештатников много, сервис поддерживает:

    • Массовое оформление по ссылке: вы можете отправить ссылку на подключение к компании и подписание договора любому количеству самозанятых.
    • Выплаты по реестрам: добавляйте любое количество исполнителей в реестр и оплачивайте в один клик. В случае ошибки платформа «подсветит» конкретного исполнителя и даст рекомендацию, как исправить.
    • Интеграции с 1С: данные о самозанятых и расчетах с ними дублируются в 1С, что облегчает работу бухгалтеру и избавляет от ручной сверки.

    ООО «Пульсар центр» в сезон сотрудничают с 200-300 исполнителями. Когда компания начала расти, вести документооборот вручную стало невозможно — и они обратились в «Самозанятые.рф». После подключения к сервису нагрузка на бухгалтерию снизилась на 70%, а документы подписываются за 5 минут вместо нескольких дней.

    Вопрос — ответ

    Да, это синонимы. «Внешний документооборот» и «внешний электронный документооборот» — это разговорные названия ВЭДО.

    Обычный ЭДО работает, когда обе компании подключены к операторам ЭДО и обмениваются документами через роуминг. ВЭДО нужен, когда у второй стороны нет своего оператора и своей квалифицированной ЭЦП.

    Да, можно. Фрилансер и компания-заказчик могут подписывать документы простой электронной подписью (обычно по СМС-коду).

    Практически все: счета, акты выполненных работ, счета-фактуры, договоры, универсальные передаточные документы (УПД), накладные ТОРГ-12.

    Зависит от оператора. В 2025 году многие дают 50–300 исходящих документов бесплатно (Контур.Экстерн, СБИС, Такском), дальше от 3 до 15 руб. за документ. В сервисе от «Самозанятые.рф» ВЭДО бесплатный, за него не нужно отдельно доплачивать.

    Да, самозанятые так же, как и другие фрилансеры, могут подписывать акты и договоры через ВЭДО.

    Самые популярные и удобные для работы с фрилансерами:

    • Самозанятые.рф,
    • Контур.Экстерн,
    • Диадок,
    • СБИС ЭДО,
    • Такском,
    • 1С-ЭДО.

    Все они поддерживают отправку без ЭЦП получателя и имеют бесплатные пакеты на старте.

    Да, полная юридическая сила. Документы, подписанные через ВЭДО, принимаются налоговой, судами и фондами наравне с бумажными с «живой» подписью.

    Понравилась статья?
    Нам будет очень приятно, если вы прокомментируете, поставите оценку или поделитесь материалом в социальных сетях — так о нюансах НПД узнает больше людей ❤️
    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
    Загрузка...
    Комментарии
    0
    По дате
       
    По рейтингу
    По дате
    Сервисы
    Выплаты самозанятым
    Без задержек и блокировок
    Подробнее
    Надежные исполнители
    База проверенных самозанятых
    Подробнее
    Проверка самозанятого
    Узнайте текущий статус исполнителя
    Подробнее
    Ни одна новость больше не пройдет мимо

    Каждую неделю присылаем подборку самых горячих материалов прямо вам на почту

    Скоро станете экспертом
    В конце недели мы отправим на первый новостной дайджест. Никакого спама, только самое важное
    © 2019 - 2025 Самозанятые.рф