Маркировка рекламы: как составить договор и избежать штрафов
Тему поправок в Закон о рекламе можно смело сопровождать мемом «(ничего) не понял, но очень интересно». Однако хорошие новости в том, что туман всё же рассеивается — и жить с нововведениями становится проще.
Мы уже выпустили большой гайд по маркировке рекламы, инструкцию о том, как получить токен и карточки о том, как токен размещать. А сегодня расскажем о том, как составить договор между рекламодателем и рекламораспространителем (или же — с агентством-посредником).
Но перед тем как начать, напомним, что такое «маркировка рекламы». Итак, под ней подразумевают добавление в интернет-рекламу пометки «Реклама», токена и данных о рекламодателе. С прошлого года она стала обязательной.
Какие штрафы предусмотрены за нарушение 👮♂️💸
За нарушение закона может достаться всем: рекламодателю, рекламораспространителю, агентству-подрядчику и даже ОРД. Посмотрим на штрафы:
За непредоставление информации, нарушение сроков и недостоверность:
- для граждан — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей,
- для должностных лиц и ИП — от 30 тысяч до 100 тысяч рублей,
- для юридических лиц — от 200 тысяч до 500 тысяч рублей.
За отсутствие маркировки от ОРД или за нарушение требований к размещению идентификатора:
- для граждан — от 30 тысяч до 100 тысяч рублей,
- для должностных лиц и ИП — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей,
- для юридических лиц — от 200 тысяч до 500 тысяч рублей.
Можно ли обойтись без договора 🔪😓📄
Заключить договор придётся в любом случае. Даже если до этого компания и рекламораспространитель (допустим, блогер) работали без него. Без этого соблюдать Закон о рекламе просто не получится, потому, согласно ФЗ №347-ФЗ, часть данных из договора нужно передавать в ЕРИР.
Что будет, если не прописать в договоре, кто будет маркировать рекламу 🤷🏻♂️
Рассмотрим такой сценарий: компания N и блогер Николай Петров на словах договорились о том, что маркировать рекламу и отправлять отчеты в ОРД будет последний. Но спустя время выяснилось, что Николай Петров не очень-то ответственен в подобных вещах. Что теперь будет?
В таком случае оштрафуют всех. И компанию N, и блогера Николая Петрова. А вот если бы компания учла эти пункты заранее в договоре, то избежала бы последствий. По закону на компанию не распространяются штрафы, если в договоре прописано, что она делегирует маркировку с отчетностью рекламораспространителю или агентству-посреднику. Об этом говорится в Постановлении Правительства РФ от 25.05.2022 № 948.
Защищает ли в этом случае закон рекламораспространителя и агентство-подрядчика?
В законе об этом ничего не говорится: так что если ошибка произошла не по их вине, им в любом случае выпишут штраф. Но за несоблюдение своих обязанностей заказчик может тоже нести ответственность, если об этом прописано в договоре. Подробнее об этом — в следующем разделе.
Какие пункты лучше включить в договор 📄📎
А теперь к главному. Итак, что важно учесть в договоре:
- Прописать, кто именно — рекламодатель, рекламораспространитель или агентство-посредник — будет маркировать рекламу и передавать данные в ОРД.
- Указать, что за неисполнение своих обязательств исполнитель должен возместить заказчику любые убытки (в том числе возместить оплату судов и штрафов).
- Указать, что за неисполнение своих обязательств заказчик несет ответственность.
- Добавить, что рекламодатель обязуется передавать достоверные и полные данные о рекламе исполнителю в течение оговоренного времени. Например, в течение 1 рабочего дня с момента получения запроса от исполнителя.
- Можно указать, что у исполнителя есть право самостоятельно выбирать ОРД (без согласования с заказчиком), а также зафиксировать, как будут оплачиваться услуги ОРД.
- Прописать, что исполнитель не несет ответственности, если в работе ОРД и/или ЕРИР был технический сбой. А также в том случае, если заказчик передал недостоверные или неполные данные.
Включить пункт о том, что «передача информации в ОРД и/или в ЕРИР не является разглашением конфиденциальной информации».
Если исполнитель самозанятый, не забудьте упомянуть об этом в договоре. К примеру, можно написать, что стоимость услуг не облагается НДС, потому как исполнитель примененяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Подробнее о том, как составить договор с самозанятым, мы писали тут.
Скачать шаблон договора можно здесь. Под «Заказчиком» в договоре подразумевается рекламодатель, а под «Исполнителем» — рекламораспространитель или агентство-посредник.
Если договор уже есть
В этом случае будет достаточно заключить дополнительное соглашение. В него следует внести всё тоже самое, о чём мы писали выше.
Скачать шаблон дополнительного соглашения можно здесь. Под «Заказчиком» в доп. соглашении подразумевается рекламодатель, а под «Исполнителем» — рекламораспространитель или агентство-посредник.
Если что-то осталось непонятным, обязательно маякните нам об этом в комментариях.