Маркировка рекламы для самозанятых и компаний в 2024 году
С первого сентября 2022 г. рекламодатели, рекламораспространители и рекламные агентства должны маркировать онлайн-рекламу, которая «крутится» в России. Но 27 июня 2023 года президент подписал закон об административной ответственности за отсутствие маркировки, а 5 июля приняты поправки о самозанятых. Оба изменения вступили в силу 1 сентября 2023 года.
Если слышите об этом впервые или не до конца разобрались в вопросе — прочитайте статью. В ней рассказали, что это означает для компаний и самозанятых, которые покупают и продают рекламу в интернете.
📎 Читайте подробный гид, который поможет отличить рекламу от простой информации.
Вся ли реклама подлежит маркировке
Новые правила касаются почти всей digital-рекламы, но есть пара исключений:
- социальная реклама,
- радиопередачи и радиопрограммы,
- телепередачи и телепрограммы,
- пуш-уведомления,
- имейл-рассылки, которые распространяются по базе своих клиентов и о своих продуктах, товарах и услугах,
- информация о товарах и услугах на собственном сайте без акцента на каком-либо из них,
- справочно-информационные и аналитические материалы о товаре или компании, предпринимателе (например, обзоры блогеров, сервисы по подбору товаров или услуг).
Кто маркирует рекламу: рекламодатель или рекламораспространитель
Процесс маркировки рекламы в интернете для самозанятых ничем не отличается от юрлица или ИП . То есть маркировать рекламу могут все участники рекламной цепочки:
- Рекламодатели: компании, индивидуальные предприниматели, самозанятые и обычные физические лица, которые оказывают или продают рекламные услуги.
- Рекламораспространители: рекламные агентства, площадки, блогеры, владельцы пабликов и сообществ в социальных сетях.
Если вы запускаете рекламу самостоятельно, передать данные в ОРД обязаны обе стороны: и рекламодатель, и распространитель. Если с помощью посредника (агенства, фрилансера) — эту обязанность как правило передают ему.
Что такое ОРД?
Это оператор, который собирает информацию о рекламе от рекламодателей, посредников или рекламораспространителей и передаёт её в ЕРИР (Единый реестр). Список ОРД утверждает Роскомнадзор: сегодня это «Сбер», «Яндекс», VK, Ozon. Если вы работаете с рекламной системой, которая интегрирована с ОРД, то достаточно добавить в рекламный кабинет информацию о себе (дублировать в ОРД не нужно). Это могут быть рекламные кабинеты «Яндекса», Ozon или VK.
Какую информацию передают ОРД
Допустим, самозанятый решил продать рекламное место в сообществе для ИП. Для этого ему нужно заключить договор с ОРД, внести данные о себе, рекламодателе (заказчике), договоре (номер, дату и предмет договора) и о рекламной площадке (ссылка на блог или канал).
О компании-рекламодателе
- полное или сокращенное наименование компании или ФИО, если рекламодатель индивидуальный предприниматель,
- ИНН предприятия или ИП,
- номер телефона, VAT или другой регистрационный номер (для нерезидентов РФ),
- ОГРН или ОГРНИП (для ИП),
- место нахождения и адрес юридического лица, для ИП — место проживания/нахождения,
- ФИО лица, которое вправе действовать без доверенности от имени юридического лица,
- информация о лице, которое заключило договор с рекламораспространителем и о способе распространения рекламы.
О самом себе
- ФИО,
- ИНН,
- номер телефона,
- ОГРНИП, если самозанятый — ИП,
- место нахождения и адрес регистрации или проживания.
Также нужно предоставить информацию о самой рекламной кампании: её описание, тип рекламного носителя и формат, средства распространения, описание объекта рекламирования, дата и сроки размещения.
Процесс передачи информации оператору рекламных данных
Шаг 1: когда вся информация и креативы на руках, можно обращаться к оператору рекламных данных. Для этого нужно занести всю информацию в систему.
Шаг 2: После этого ОРД сформирует и передаст токен, который вшивается в рекламную кампанию. На объявлении нужно разместить пометку «Реклама» и данные рекламодателя: полное наименование, ОГРН (для ООО), ИНН (для ИП и физлиц).
Шаг 3: по окончанию рекламной кампании каждая сторона должна передать оператору статистику показа объявлений, данные о договорах и актах приёмки работ между всеми посредниками и список креативов — до 30 числа следующего месяца.
Пример: рекламная кампания длилась с 1 по 5 июля 2025 года. В этом случае данные нужно передать до 30 августа 2025-го.
Ответственность за нарушение маркировки рекламы
Контролировать интернет-рекламу будет Роскомнадзор. С сентября 2023 года будет предусмотрена административная ответственность в зависимости от вида нарушения. Штрафы за нарушение маркировки интернет-рекламы делятся на два типа.
За непредоставление информации, нарушение сроков и недостоверность:
- от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб. — для граждан,
- от 30 тыс. руб. до 100 тыс. руб. — для должностных лиц и ИП,
- от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. — для юридических лиц.
За отсутствие маркировки от ОРД или за нарушение требований к размещению идентификатора:
- от 30 тыс. руб. до 100 тыс. руб. — для граждан,
- от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб. — для должностных лиц и ИП,
- от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. — для юрлиц.