Когда и зачем бизнес платит налог за самозанятого
По закону самозанятый обязан предоставлять заказчику чек и платить налог самостоятельно. Но в исключительных случаях бизнес компенсирует налог СЗ-гражданам или удерживает через специальный сервис. Насколько это законно и удобно — рассказываем в статье.
Зачем компании нужен чек от самозанятого
Самозанятый обязан всегда формировать и передавать чек заказчику. Документ надо оправить сразу после выполнения работ «на месте» и по факту вознаграждения. Либо в электронном виде до 9 числа следующего месяца, прописав в чеке дату получения денег (федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ).
Заказчику нужен чек, чтобы снизить расходы на налоги, доказать, что бизнес работает строго по закону и подтвердить оплату самозанятому, а не исполнителю без специального статуса. Иначе бремя на перевод обязательной суммы в казну ляжет на плечи бизнеса: придется заплатить 30% страховых взносов и 13% НДФЛ.
Федеральная налоговая служба не станет разбирать нюансы и сочтет, что компания-заказчик работала по договору ГПХ не с самозанятым, а с физическим лицом. В случае требования от налоговой бизнес сможет доказать честное сотрудничество с самозанятым только чеком и грамотно составленным договором.
Чтобы не попасть впросак, заказчик может напомнить самозанятому о его законной обязанности и санкциях при отсутствии чека: штрафе 20% от суммы вознаграждения за первое правонарушение и 100% за второе в течение шести месяцев.
В каких случаях компания не может принять чек самозанятого
Популярных причин несколько. Например, самозанятый гражданин сформировал чек вовремя, но удалил его, чтобы не платить налог на профессиональную деятельность в размере 6%.
Также исполнитель с правом НПД может попросту допустить ошибку, в частности неверно указать ИНН заказчика, прописать неполную сумму вознаграждения или же услугу, которую фактически не оказывал.
Поэтому заказчику следует внимательно проверять всю документацию, поступающую от самозанятого и вовремя указывать на несоответствия, чтобы избежать крупных финансовых издержек. Помните, что самозанятый чаще всего допускает ошибки или опечатки в чеке неумышленно.
Может ли бизнес платить налог за самозанятого и как это помогает решить проблему с чеками
Закон не обязывает заказчиков вносить налоговые платежи за самозанятого, однако индивидуальный предприниматель или ООО вправе компенсировать налог, включая его в стоимость вознаграждения.
Главные правила для бизнеса:
- Всегда быть на связи с самозанятым, напоминать ему, что налог — только его зона ответственности. Например, самозанятый решил не формировать чек, чтобы не платить налоги. Но в договоре вы прописали ответственность за невыдачу чека, по этому пункту можно в будущем запросить компенсацию, что даёт некоторую гарантию
- Согласовать возмещение налога на профдеятельность плюсом к вознаграждению — 6% всё ещё выгоднее, чем 13% НДФЛ по договору с обычным физиком. И самому исполнителю легче «расстаться» с деньгами, оплачивая налог, и отправить чек заказчику.
- Подключить к работе с самозанятыми сервис-посредник, который гарантируют отсутствие ошибок в документообороте.
Если самозанятый, с которым вы работаете, всё же забыл о чеке или предоставил его с ошибкой, пожалуйтесь в ФНС или подайте иск в суд.
Как сервис «Бизнес» помогает бизнесу автоматизировать процессы формирования чека и возмещения налога
Вместе с электронным «помощником» бизнес получает гарантию честных сделок и отсутствия штрафов:
- чек приходит вовремя,
- заказчик не становится налоговым агентом,
- сумма налога из вознаграждения удерживается с гарантией и с согласия самозанятого,
- заказчик не тратит время на сложные расчеты.
Через сервис «Бизнес» можно проверить статус исполнителя, формировать отчётную документацию, провести массовые выплаты самозанятым на любые российские карты.
Остались вопросы? Задайте их в комментариях под статьей. Если ответ нужен срочно, пишите в наше сообщество Вконтакте или Телеграм-канал.