Вернуться

«Сертификация продукции для самозанятых»

В рамках антикризисной программы государство раздает самозанятым гранты на развитие сельского хозяйства. Но есть проблема: самозанятые не могут сертифицировать продукцию собственного производства. А значит, увеличить продажи за счет реализации в кафе, ресторанах и на маркетплейсах.

Вместе с юристом мы написали этот материал, чтобы расставить по местам: как продавать кондитерские изделия, полуфабрикаты, молочную продукцию и прочие продукты питания, чтобы не нарушить закон.

Можно ли самозанятому готовить дома еду и продавать

Закон №422-Ф3 не запрещает самозанятым продавать пищевую продукцию, это же косвенно подтверждает Роспотребнадзор в письме № 66-00-14/05-31385-2020. Исключение — товары с маркировкой «Честный знак».

Дарья Дундукова

юрист, магистер юриспруденции, в прошлом — практикующий адвокат, сегодня — диджитал-журналист

Получается, что самозанятые могут продавать свою пищевую продукцию без документов о соответствии. Кроме продукции из Распоряжения Правительства № 792-р. И это не нарушает законодательство. И даже если покупатель-физлицо пожалуется на некачественную продукцию самозанятого в Роспотребнадзор, плательщику НПД ничего не будет: Роспотребнадзор не проводит в отношении них контрольно-надзорные мероприятия.

Но если самозанятый продает продукцию ИП или юрлицу для перепродажи, понадобится сертификация, чтобы последние не попали под штрафы.

Декларация соответствия для самозанятых

Производство, хранение, продажу и перевозку продукции собственного производства регулирует технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»

Его должны соблюдать все изготовители, продавцы и импортеры на территории Евразийского экономического союза. Документ, который подтверждает безопасность пищевой продукции, называется декларацией соответствия. 

Оформить такие документы могут только ИП и юрлица (статья 22 техрегламента), а самозанятый быть заявителем и получить декларацию не может. Но есть несколько способов, как этот запрет законно обойти. 

1. Сертификация за счет заказчика

Дарья Дундукова

юрист

Самозанятый может поставлять свою несертифицированную продукцию любым покупателям. А вот его покупатели — юрлица и ИП не могут продавать эту продукцию без документов о соответствии: за это им грозят штрафы, например по ст. 14.45 или 14.4 КоАП РФ. И поскольку самозанятый не может получить эти документы сам, обязанность по их получению переходит на его покупателей — юрлиц или ИП.

Где получить сертификат

ИП или юрлицо должен будет отнести образцы продукции самозанятого в лабораторию. А после обратиться с результатами экспертизы в центр сертификации. 

Соблюдение требований регламента подтверждает маркировка на продукции и товаросопроводительная документация. Подробное описание процедуры — в 25 статье техрегламента

По сути, это самый реальный способ сертификации товара для самозанятого. Но стоит учесть, что затраты на экспертизу и документы придется заложить в стоимость товара. Заказчик либо попросит снизить цену, либо сам будет продавать товар дороже, чтобы покрыть дополнительные траты. 

2. Отказное письмо

Это официальный документ, который подтверждает: нужно или не нужно сертифицировать товар. Самозанятый может получить его для любой продукции, и сделать это дешевле, чем экспертизу в лаборатории. 

Отказное письмо бесплатно выдают в Роспотребнадзоре. Для этого нужно составить запрос в свободной форме и подробно описать продукцию и сырье, из которого она изготовлена. 

Дарья Дундукова

юрист

Нужно быть готовым к тому, что Роспотребнадзор может отказать, потому что самозанятый не обязан (и не может) сертифицировать свою продукцию.Зато самозанятому не откажут в частном сертификационном центре или лаборатории — они тоже выдают отказные письма. Так что он может обратиться туда и получить письмо платно. Рекомендую только заранее связаться с несколькими центрами и уточнить детали.

Отказное или разрешительное письмо может пригодиться в двух случаях: 

  1. Если заказчик отказывается от покупки из-за того, что на продукцию нужен сертификат, а заниматься этим он не хочет. Тогда официальное письмо о том, что продукцию на самом деле не нужно сертифицировать, поможет договориться.
  2. Если самозанятый хочет продавать свою продукцию на маркетплейсе. В этом случае платформа не будет заниматься сертификацией, вся процедура — на ответственности самозанятого.

3. Самозанятый ИП

По закону ИП может быть заявителем и получить декларацию соответствия. И сценарий, в котором ИП проходит сертификацию и реализует продукцию как самозанятый, — не нарушает закона. Но есть нюанс.

Дарья Дундукова

юрист

Обеспечить соблюдение всех требований регламента «О безопасности пищевой продукции» на обычной кухне невозможно, независимо от статуса и налогового режима бизнесмена. Соответственно, и получить разрешительную документацию в этом случае может быть проблематично.

Отсюда вытекает следующий пункт.

Требование СанПиНа и медицинская книжка

Самозанятые производители пищевой продукции должны соблюдать санитарные нормы. Но законы, которые регулируют эти требования, рассчитаны на промышленные цеха, а не домашнюю кухню. 

В 2019 году в Татарстане придумали упрощенные санитарные правила для самозанятых. Список примерно такой: дезинфекция рабочих поверхностей, отдельный холодильник для хранения продукции и сырья, специальная одежда и указание пищевой и энергетической ценности готовой продукции. Однако проект так и остался на стадии обсуждения.

Дарья Дундукова

юрист

Если же самозанятый арендует помещение, чтобы производить пищевую продукцию (например, маленький цех), то ему лучше проследить, чтобы оно соответствовало санитарным правилам и иным нормам, например, СанПиН 2.3.2.2362-08 и 2.3.2.1324-03 и закону о санэпидблагополучии населения.

Медицинскую книжку самозанятые тоже не обязаны оформлять. По закону она нужна только некоторым сотрудникам организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. То есть субъекты в данном случае — только работники юрлиц и ИП.

Как продавать на маркетплейсах

У электронных платформ есть свои правила продажи пищевой продукции. В отношениях продавец — покупатель они выступают посредниками и юридически не несут ответственность за безопасность продуктов. Однако портить себе репутацию и терять покупателей им невыгодно. 

Ozon

Платформа требует от продавцов сертификаты качества только для детского питания детей до трех лет и спортивного питания. В списке запрещенных товаров

  • конопляные семена, конопляный чай и масло;
  • продукты питания с максимальной температурой хранения ниже 17℃;
  • продукция, полученная в результате браконьерской деятельности.

Но в любой момент Ozon может запросить у продавца разрешительные документы. В этом случае самозанятый должен предоставить их в течение трех рабочих нет. В случае отказа площадка может скрыть товары.  

Яндекс.Маркет

Для всех продовольственных товаров маркет требует документы: 

  • декларацию о соответствии;
  • ветеринарное свидетельство или ветеринарную справку;
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • товаросопроводительные документы.

Продукты питания с коротким сроком годности или требующие специальных условий хранения можно продавать только по модели DBS. 

Wildberries

Так же, как и Ozon, площадка может запросить сертификат, отказное письмо или документы на зарегистрированный товарный знак в любой момент. Их отстутсвие могут прировнять к нарушению правил работы с маркетплейсом и оштрафовать. 

Продавать можно все, кроме скоропортящихся и запрещенных законом продуктов. Но чтобы узнать наверняка, подходит ли товар для площадки, Wildberries просит писать на электронную почту. 

Краткое содержание

  1. Получить сертификат на пищевую продукцию самозанятый с одной стороны не может, с другой — не обязан. 
  2. Сертифицировать свою продукцию самозанятый может за счет покупателя (ИП или ООО). Пока это самый реальный способ.
  3. Соблюдать санитарные нормы и работать с медицинской книжкой самозанятый тоже не должен. Но мы советуем придерживаться упрощенных правил или арендовать помещение, где их соблюдают.
  4. Для продажи на маркетплейсах почти всегда требуется разрешительная документация. 

Если у вас остались вопросы или вы хотите поделиться опытом — пишите в наши соцсети TelegramВконтакте.

Смотрите также

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

10
Комментарии

avatar
новее старее большинство голосов
Светлана
Гость
Светлана

Добрый день. Спасибо за статью. Немного прояснила для себя некоторые моменты. Но непонятно, какое может быть отказное письмо, например, для пищевой продукции? Его ж не будет. Скорее всего отказное письмо будет для иного перечня продукции, который не попадает под действие техреглпаментов таможенного союза. То есть для пищевой продукции: конфеты декларация все же понадобиться. Верно я понимаю?

Avenue17
Гость
Avenue17

не пожалела!

Continent Telecom
Гость
Continent Telecom

предидущие части были лучше))))

Татьяна
Гость
Татьяна

Здравствуйте! А если я хочу продать свои кулинарные изделия не физлицам, а по договору юрлицу? То есть у меня юрлицо заказывает конкретное количество штук к определенному числу, мы заключаем договор, а я им пеку. Можно так?

Оставьте заявку

Мы свяжемся с вами в течение 10 минут

Оставьте заявку


Регистрация компании

Чтобы компания могла пользоваться Маркетплейсом, подайте заявку на ее регистрацию в нашем сервисе.

Оставьте заявку


Оставьте контакты

И мы обязательно ответим на ваш вопрос
Физ лицоСамозанятыйИПЮр лицо