Работаем правильно
Елизавета Прибыткова
07.06.2021
2366
5 мин

Самозанятый бухгалтер: можно ли применять НПД

Рассказываем, с какими ограничениями сталкивается самозанятый бухгалтер и как их преодолеть.
Елизавета Прибыткова
2366
5 мин
Содержание
Может ли бухгалтер быть самозанятым Самозанятый бухгалтер: как с ним работать Договор с самозанятым бухгалтером: образец 2023

Может ли бухгалтер быть самозанятым

Базово никаких проблем в том, что бухгалтер работает на аутсорсе в статусе самозанятого, — нет. Но обязанности такого специалиста иногда противоречат ограничениям режима НПД. 

Мы составили список этих несостыковок, внимательно прочитали законы и спросили мнение практикующего бухгалтера на фрилансе — как работать с этими ограничениями.

Начнём с простого.

В законе о самозанятости (№ 422-ФЗ) основные ограничения по деятельностям прописаны в 4 и 6 статьях. Из них к работе бухгалтера относятся:

  • Запрет на работу с бывшим работодателем
    Бывший штатный работник в статусе самозанятого — просто находка для работодателя. Специалист хорошо знаком с делами компании, а заказчику не нужно платить налоги. Но нет, в течение двух лет после увольнения работать с бывшим штатных сотрудником в статусе самозанятого нельзя.
  • Самозанятый не может нанимать сотрудников
    А также маскировать под договор ГПХ трудовые отношения. То есть при большом объёме работы не стоит рассчитывать на увеличение прибыли за счёт сотрудников. Но можно привлекать помощников и работать в команде. Как именно — рассказывали в этой статье.
  • Нельзя подменять гражданско-правовые отношения трудовыми
    То есть по сути выполнять функции штатного сотрудника. О признаках трудовых отношений можно прочитать здесь. К этому пункту больше всего вопросов, так как обязанности бухгалтера предполагают интеграцию в процессы компании. Об этом мы и поговорим подробнее.
Работаем правильно
27.01
Как самозанятым работать вместе: подрядчики, команды и партнёры

Самозанятый бухгалтер: как с ним работать

1. Доверенность

Подтверждения того факта, что самозанятый может работать не в штате и представлять интересы заказчика перед ФНС, мы нашли в двух правовых документах:

  • Закон о бухгалтерском учёте сообщает, что руководители компании могут нанимать главных бухгалтеров в штат или заключать с ними договор об оказании услуг. Во втором случае это может быть и фирма на аутсорсе, и ИП, и самозанятый.
  • В НК РФ представлять интересы налогоплательщика (компании или ИП) может другая организация или физическое лицо. То есть самозанятый по этой логике может представлять интересы заказчика.
    Для этого на бухгалтера оформляют доверенность и передают полномочия. Подписывать документы он может своей электронной подписью, прикладывая доверенность. Разве в этом случае самозанятый не оказывается посредником между компанией и ФНС?
Для признания посреднических услуг нужен агентский договор или договор о посреднических услугах. А бухгалтер в данном случае действует по доверенности и выступает от лица выдавшего доверенность — это представительство. Гражданский кодекс разделяет эти два понятия. Идеально, если в ИФНС клиент идёт в паре с бухгалтером. Особенно ИП, потому что налоговая не любит историй с доверенностями, когда речь идёт о проверках или, что хуже, налоговых нарушениях. В договоре между бухгалтером на НПД и предпринимателем можно прописать, что в случае необходимости в стоимость оказания услуг может входить представление интересов в налоговой.
Светлана Лебедева
Бухгалтер для предпринимателей, самозанятая

2. Подключение к системам сдачи отчётности

Получить доступ к таким системам могут только ИП и ООО. Поэтому обычное физическое лицо (самозанятый) должен либо оформить ИП, либо пользоваться такими системами с помощью электронной подписи (логина и пароля) руководителя.  

Новый порядок получения ЭЦП запрещает её копировать или получать дубли. Как самозанятым бухгалтерам в этом случае получить доступ?

Незаконно забирать ЭЦП у ИП или директора ООО, а использовать сервисы — можно и нужно. Любой сервис сдачи отчётности можно использовать совместно с нескольким сотрудникам или исполнителям услуг. Также бухгалтер чаще всего имеет доступ к сервису под своим логином и паролем, а ИП или директор под своим. Бухгалтер формирует отчёт, а вот подписывает и отправляет его сам руководитель.
Светлана Лебедева
Бухгалтер для предпринимателей

3. Ответственность и штрафы за ошибки 

По сути, этот пункт можно отнести к одному из признаков трудовых отношений. Как тогда грамотно оформить ответственность специалиста за штрафы и пени, начисленные по его вине?

 

Если в договоре об оказании услуг мы применяем двусторонние меры начисления штрафа, пени, неустойки, то это нормальный договор об оказании услуг, просроченная сдача отчетов — "бракованная" услуга. Например: клиент не оплачивал счета бухгалтера вовремя — получает пени, или вносит большую оплату. А бухгалтер в свою очередь готов оплатить свои "ошибки". Более того, в трудовых договорах с бухгалтерами редко встречаются прописанные штрафы и пени, чаще это регулируется отсутствием премий или бонусов.
Светлана Лебедева
Бухгалтер для предпринимателей

4. Обязанность сообщать информацию о клиентах в Росфинмониторинг

По закону  Росфинмониторинг обязывает сообщать информацию о клиентах и следующих операциях:

  • сделки с недвижимостью,
  • управление деньгами, имуществом клиента или его ценными бумагами,
  • управление счетами в банке,
  • привлечение средств для создания, работы и управления организациями,
  • создание юрлиц и иностранных структур без образования юридического лица,
  • купля-продажа организаций и иностранных структур без образования юрлица.

Для этого самозанятый должен зарегистрироваться через личный кабинет в Росфинмониторинге, проверять всех своих клиентов, передавать по ним информацию и сообщать о сделках и о фактах возможного нарушения закона.

Как соблюдать требования «антиотмывочного» закона самозанятым бухгалтерам?

 

Это очень скользкий вопрос. Многие коллеги считают, что далеко не всем бухгалтерам, даже ИП необходимо регистрироваться в РФМ, так как много зависит от договора с клиентом: какие именно услуги оказывает бухгалтер. Многие из них считают, что они не управляют деньгами, а подводят итог и сдают отчётность, а также ведут кадры и видят выписку из банка для формирования декларации по факту. По-моему мнению, здесь нужно подходить разумно: если бухгалтер действительно влияет на решение собственника и имеет возможность провести анализ, тогда да, нужно зарегистрироваться в РФМ.
Светлана Лебедева
Бухгалтер для предпринимателей

Договор с самозанятым бухгалтером: образец 2023

Не добавляйте в соглашение пункты, характерные для трудовых отношений, чтобы избежать спорных ситуаций, переквалификации гражданско-правового договора в трудовой, уплаты НДФЛ (13%) и страховых взносов (30%).

Если нет опыта в составлении ГПХ-соглашений, посмотрите пример договора с самозанятым бухгалтером. Используйте наш шаблон, чтобы составить корректный документ и избежать непредвиденных расходов.

Остались вопросы? Задайте их в комментариях под статьей. Если ответ нужен срочно , пишите в наше сообщество Вконтакте или Телеграм-канал.

Понравилась статья?
Нам будет очень приятно, если вы прокомментируете, поставите оценку или поделитесь материалом в социальных сетях — так о нюансах НПД узнает больше людей ❤️
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (9 оценок, среднее: 4,44 из 5)
Загрузка...
Комментарии
1
По дате
   
По рейтингу
По дате
фото
Сурен
4 месяца назад
Отличная статья

Отмена

Ни одна новость больше не пройдет мимо

Каждую неделю присылаем подборку самых горячих материалов прямо вам на почту

Скоро станете экспертом
В конце недели мы отправим на первый новостной дайджест. Никакого спама, только самое важное
© 2022 Самозанятые.рф