Регулирование платформенной занятости в России: как аутсорсингу адаптироваться к изменениями
Для традиционных аутсорсинговых компаний онлайн-сервисы по поиску внештатников — прямой вызов. Разбираемся, какие законы сейчас регулируют эту сферу и как аутсорсингу сохранить бизнес на конкурентном рынке.
Что такое платформенная занятость
Платформенная занятость — это работа через цифровые сервисы: агрегаторы такси, маркетплейсы, фриланс-биржи. Исполнитель находит клиента через платформу, выполняет задачу и получает оплату. Самые популярные сферы — транспорт, торговля и строительство.
Проблемы платформенной занятости для аутсорса
Платформы берут на себя функции традиционных аутсорсинговых компаний. Они привлекают исполнителей, помогают обмениваться документами , проверяют статусы самозанятых и проводят выплаты. Компании остается только разместить объявление о поиске специалиста и отдать задание.
Преимущества платформ для бизнеса:
- Прямой доступ к исполнителям. Клиент находит курьера, дизайнера или сборщика через приложение за минуты. Ему не нужно общаться с менеджером агентства и согласовывать условия.
- Снижение стоимости. Гонорары аутсорсинговых компаний выше, чем стоимость размещения на платформах.
- Гибкость и скорость. Платформы работают 24/7, клиент может заказать услугу в любой момент. Аутсорсинг требует предварительных договоренностей.
- Прозрачность. Рейтинги, отзывы и цены видны сразу. В аутсорсинге оценка качества исполнителя часто непрозрачна.
- Снижение рисков. Сотрудничество через платформы снижает риски переквалификации со стороны ФНС. А выплаты через платформы минимизируют риск блокировки счета по 115-ФЗ из-за транзакций физлицам.
Статистика платформенной занятости
Рост платформенной занятости — тенденция рынка труда. Число самозанятых в России за год выросло на 20% и достигло 15 млн человек. До пяти миллионов всех исполнителей получают заказы через платформы.
Люди хотят получать дополнительный доход, а государство — налоги и соблюдение прав граждан. Среди платформенных работников доля тех, кто укрывается от налогов, ниже, чем в офлайн-секторе. Сервисы выводят исполнителей из тени, упрощают регистрацию в качестве самозанятых и делают финансовые операции прозрачными.
Примут ли законопроект о платформенной занятости
В 2023 году в силу вступили поправки в ФЗ «О занятости населения» и признали людей, которые официально нигде не трудоустроены, а оказывают услуги по договорам ГПХ, занятыми. Там же впервые прозвучало понятие «платформенная занятость», но регламентов сотрудничества с исполнителями через сервисы не было.
С октября 2026 года вступит в силу ФЗ «О платформенной экономике». Закон уже принят Госдумой, в нем появились понятия «оператор» — платформа, «партнер-исполнитель» и «пользователь-заказчик», а также базовые регламенты сотрудничества между ними. Это первая попытка регламентировать деятельность платформенных работников.
Как новый закон о платформенной экономике отразится на платформах и самозанятых
| Обязанности платформ | Нововведения для исполнителей |
|---|---|
|
|
На данный момент сотрудничество с внештатниками регулируется статьями ГК РФ. Сотрудничество с самозанятыми — дополнительно законом о самозанятости и письмами от ФНС. Примут ли отдельный закон о платформенной занятости, или процессы сотрудничества с внештатниками через цифровые сервисы будут регулироваться в рамках ФЗ «О платформенной экономике» — пока неясно.
Как аутсорсинговым компаниям адаптироваться к новым правилам рынка
Использовать платформы как канал привлечения исполнителей. Не конкурировать с сервисами, а размещать объявления, чтобы ускорить подбор внештатников своим клиентам и снизить стоимость привлечения.
Автоматизировать процессы. Внедрять системы автоматической проверки исполнителей, формирования чеков, учета заказов. Это снижает издержки и ускоряет работу. Например, через сервис «Самозанятые.рф».
Аутсорсинговая компания размещала вакансии на популярных HR сайтах в сети. На онбординг одного исполнителя уходило от трех дней до недели: нужно было провести интервью, подписать документы, проверить действующий статус самозанятого. Чтобы ускорить процесс, компания перешла на сервис от «Самозанятые.рф»: платформа собирает документы, проверяет статус и подписывает договор удаленно.
Фокусироваться на сложных услугах. Платформы хорошо справляются с массовыми задачами. Аутсорсингу можно уйти в сегменты и форматы сотрудничества, где нужна экспертиза: управление проектами, комплексные решения, работа с корпоративными клиентами.
Предлагать гарантии. В отличие от платформ, аутсорсинг может давать клиентам гарантии качества, замену исполнителей, юридическое сопровождение. Это конкурентное преимущество.
Соблюдать закон. Четко прописывать условия сотрудничества с исполнителями, не скрывать трудовые отношения под видом гражданско-правовых, передавать данные в ФНС, защищать своих заказчиков от переквалификации и штрафов.
Закон о платформенной занятости 2025: как подготовиться к изменениям в законодательстве
- Проверить, как оформлены договоры со всеми внештатниками и подрядчиками. Убедиться, что они соответствуют требованиям ГПХ, а не скрывают трудовые отношения.
- Выбрать и внедрить систему для автоматизации сотрудничества с исполнителями. Сервис «Самозанятые.рф» автоматизирует подписание документов, формирование чеков, проверку статуса исполнителей и выплаты.
- Проверить, чтобы все платформы, через которые вы набираете исполнителей, были внесены в реестр цифровых платформ, когда он появится.
- К октябрю 2026 года подготовить новые формы договоров под требования закона о платформенной экономике и переподписать документы с исполнителями.
- Следить за изменениями в законах. Возможно, закон о платформенной экономике возьмет на себя функции регулирования правоотношений через сервисы для поиска подработок, а возможно Госдума примет отдельный Федеральный закон.
Вопрос — ответ
Какие ключевые положения содержит законопроект о платформенной занятости?
Законопроект предусматривает:
- Создание реестра цифровых платформ для обязательной регистрации.
- Введение рейтинга работников платформ.
- Обеспечение добровольного социального страхования (пенсионное, медицинское).
- Прозрачность оплаты труда и информирование работников.
- Возможность создания профсоюзов для платформенных работников.
- Регулирование споров между платформами и работниками.
Какие проблемы платформенной занятости решает новый закон?
Основные проблемы включают отсутствие социальных гарантий — отпуск, больничные, пенсии, непрозрачную систему оплаты и штрафов, а также «серую» занятость без налогов. Законопроект направлен на:
- Защиту прав работников — доступ к страхованию, прозрачность доходов.
- Выведение работников «из тени» через обязательную регистрацию платформ в ФНС.
- Урегулирование споров и снижение рисков забастовок, как у курьеров и таксистов.
Какова статистика платформенной занятости в России?
По данным 2025 года, на цифровых платформах регулярно или эпизодически работают от 2 млн до 5 млн человек — это до 8% занятых. Среди отраслей наибольший вклад в платформенную занятость вносят торговля и транспорт (около 20%). К 2030 году число платформенных работников может достичь 5–15 млн человек.
Какие социальные гарантии получат платформенные работники?
Законопроект предлагает добровольное социальное страхование, включая пенсионные взносы, оплату больничных и декретных отпусков. Работники смогут объединяться в профсоюзы для защиты своих прав. Однако платформенная занятость не приравнивается к трудовым отношениям, что исключает обязательные гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.
Как платформы будут взаимодействовать с государством?
Законопроект обязывает платформы:
- Регистрироваться в реестре и обмениваться данными с ФНС о доходах работников.
- Передавать данные о доходе исполнителей в ФНС.
- Обеспечивать прозрачность расчетов и условий труда.
Это направлено на снижение «серой» занятости и повышение контроля со стороны государства.
