Оптимизируем бизнес с помощью самозанятых
Если ищете законный способ сократить расходы на персонал, предлагаем обратить внимание не на штатных сотрудников, а на самозанятых исполнителей. С их помощью вы закроете те же KPI, но потратите меньше.
Коротко про оптимизацию штата
Оптимизация штата сотрудников — это красивые слова, которые почти всегда означают сокращение издержек на персонал. Вы увольняете сотрудников, урезаете зарплаты или заменяете высокооплачиваемых специалистов на кого-то дешевле.
Это жёсткая мера, но иногда без неё — никак. Ниже расскажем, как сделать это максимально эффективно и безболезненно.
С чего начать
Шаг 1: сократить сотрудников, которые не участвуют в формировании прибыли компании
Если ваш основной канал продаж не социальные сети, то вы пару месяцев протянете без SMM-менеджера. Клиенты простят вам отсутствие красивых картинок.
Законодательная справка: при сокращениях опирайтесь на статью 180 ТК РФ. Вы должны сообщить о сокращении за два месяца. Можно расторгнуть договор и раньше, если готовы выплатить дополнительную компенсацию.
Шаг 2: объединить должности и повысить нагрузку на работников
Скорее всего, придётся накинуть пару дополнительных обязанностей на тех, кто остался. Кто-то не согласится и уйдёт в другую компанию, а кто-то — примет вынужденную меру.
Законодательная справка: дополнительные обязанности нужно внести в трудовой договор. Все изменения трудовых условий должны быть задокументированы — статья 72 ТК РФ.
Шаг 3: заменить сокращённых сотрудников самозанятыми
Допустим, без SMM-менеджера никак — вы продаете свадебные платья «Вконтакте». Нет постов и фотографий — нет продаж.
В такой ситуации привлеките самозанятого — подготовка контент-плана и 12 постов в месяц выйдут дешевле полноценного сотрудника.
Неочевидные плюсы работы с самозанятыми
- Предпринимателю проще экспериментировать. Если вы планируете масштабировать бизнес, наладить производство нового продукта или ввести дополнительную услугу, можно организовать это как отдельный проект и привлечь исполнителей со стороны.
- Бизнес тратит меньше. Работая с самозанятыми, компания платит ноль налогов и страховых взносов. Получается, бизнес может потратить деньги на улучшение условий.
Плюсы перехода на ГПХ
- Экономия на налогах, социальных отчислениях, страховых взносах.
- Договор легче расторгнуть по инициативе работодателя. Не надо предупреждать за 2 месяца до увольнения, заботиться о дальнейшем трудоустройстве сотрудника и платить выходное пособие.
- Гражданский кодекс даёт больше возможностей, чтобы включать в договоры разные условия сотрудничества.
Минусы перехода на ГПХ
- Если самозанятый окажется физическим лицом, налоговая доначислит налоги и страховые взносы. А если признают наличие трудовых отношений, может быть судебное разбирательство и штраф.
- Договор ограничен получением результата работы или оказания услуг. Если недостатки в работе обнаружатся потом, наниматель не всегда сможет привлечь исполнителя к ответственности — это зависит от условий договора.
- Больше работы для бухгалтерии: нужно получать чеки от самозанятых и заниматься выплатами для них в дни, не совпадающие с зарплатными.
Сервис Самозанятые.рф поможет обойти многие из минусов. Он интегрирован с базой ФНС и приложением «Мой налог», проверяет налоговый статус исполнителя по ИНН, помогает отправить ему оплату и вовремя получить чек.
Кстати, вопрос можно задать в комментариях, в тематическом сообществе Вконтакте или нашем телеграм-канале.