
Онбординг клиента: как писать руководство пользователя

Онбординг — что это такое
Онбординг — это процесс, когда новых клиентов обучают, как пользоваться сервисом или услугой. Его цель — сделать так, чтобы они чувствовали себя уверенно и комфортно, применяя новый продукт.
Например, при работе с сервисом Бизнес первым делом мы отправляем сообщение в Telegram-канал пользователей с ссылкой на Личный кабинет платформы.

Для чего нужен онбординг в продукте
Увеличение удовлетворенности пользователей
Хороший онбординг помогает легче понять продукт и быстрее достигать своих целей. Это повышает удовлетворенность брендом.
Например, компания разработала сервис по работе с электронными документами. Онбординг поможет кадровикам разобраться, как на платформе создать договор в онлайн-формате и ускорить процесс оформления сотрудников.
Повышение конверсии
Эффективный онбординг увеличивает количество клиентов, которые остаются с вами на длительный срок и советуют купить продукт. Это повышает прибыльность бизнеса.
Компания Edelman выяснила, что 84% бизнесменов, которые покупают сервисы и программное обеспечение для ведения своего дела, опираются на рекомендации коллег и конкурентов.
Снижение уровня отказов
Пользователи, которые не понимают, как использовать продукт, скорее всего, откажутся от него. Онбординг помогает снизить этот риск.
По данным исследования, почти половина клиентов сервисов забывают о продукте, когда понимают, что не могут в нем разобраться.
Сбор обратной связи
В процессе онбординга можно получать отзывы от пользователей, что поможет улучшить продукт и его обучение.

Инструменты для онбординга
Обычно компании проводят онбординг пользователей с помощью регистрационных форм, обучающих видео и экранов-заглушек.
Регистрационные формы
Это первое взаимодействие с клиентом, когда он еще не купил продукт, но хочет его попробовать в демо-версии (если это возможно). Для этого нужна небольшая анкета с информацией о пользователе.
На нашем сайте при знакомстве с сервисом «Бизнес» клиент заполняет форму с юридическим статусом, ФИО, номером телефона и электронной почтой. После этого с ним связывается менеджер, который подробно рассказывает, как получить демо-версию. Так клиент не остается «в одиночку» и не понимает, куда нажимать.
Обучающие видео
Запишите небольшую интерактивную инструкцию о сервисе — покажите, как он выглядит, какой есть функционал и куда нажимать, чтобы совершить операцию.
Например, при работе с платформой «Бизнес» клиенты получают обучающее видео для компаний и самозанятых. В них мы рассказываем, как:
- зайти в Личный кабинет;
- пригласить исполнителей на платформу — создать ссылку-приглашение;
- физлицу подписать ГПД в онлайн-формате;
- провести выплаты самозанятым.
Экраны-заглушки
Это небольшой экран с подсказками для того, чтобы пользователь сразу понял, что ему нужно сделать на платформе.
Например, при подключении исполнителя к нашему сервису заказчику нужно создать персонифицированное приглашение. Для этого он формирует сценарий, в котором заполняет название, подключает шаблон договора и вставляет саму ссылку. Чтобы это сделать, ему необходимо нажать на кнопку «Создать сценарий». Она находится посередине экрана, поэтому пользователь сразу ее увидит.

Как провести онбординг клиента
- Изучите потребности пользователей
Важно создать инструкцию не просто потому, что это делают компании-конкуренты, а потому, что вы хотите познакомить клиента с сервисом и быстрее адаптировать его в нем. Для этого подумайте, какими функциями пользователи будут пользоваться больше всего.
Например, сервис «Бизнес» нужен компаниям, чтобы взаимодействовать с самозанятыми — подписывать договоры и проводить выплаты. Поэтому при создании онбординга лучше использовать инструменты, которые расскажут заказчикам, как сформировать ГПД и пополнить счет для вознаграждений.
- Оцените продукт
На этом этапе лучше самому стать «клиентом» и пройти пользовательский путь:
- посмотреть, что было непонятно при регистрации;
- изучить интерфейс — например, какие плашки нужно вынести на передний план, чтобы их было видно;
- подумать, какие вопросы могут возникнуть у будущего клиента — для этого можно создать раздел «Вопросы-ответы» или записать отдельный обучающий ролик.
- Сформируйте онбординг
Подумайте, какие инструменты больше всего подойдут продукту.
Например, вы решили создать небольшую текстовую инструкцию. Основные советы по ее написанию:
- Пишите кратко и понятно — большой объем информации обычно не усваивается.
- Используйте нумерованные списки или шаги.
- Добавляйте скриншоты или видео.
- Избегайте технического жаргона, если аудитория их не понимает.

Вопрос — ответ
Какие инструменты используются в онбординге?
Это могут быть регистрационные формы, обучающие видео и экраны-заглушки (небольшие подсказки).
Как провести онбординг продукта?
- Изучите потребности пользователей.
- Оцените продукт — что вы сами бы хотели добавить в продукт, чтобы его использование было комфортным и легким.
- Подумайте, какие инструменты онбординга больше всего подойдут.
Как писать инструкции для пользователей?
- Пишите кратко и понятно.
- Используйте нумерованные списки или шаги.
- Добавляйте скриншоты или видео.
- Избегайте технического жаргона, если аудитория не понимает их.