Масштабируем бизнес
Яна Иванова
13.05.2025
25
4 мин

Онбординг клиента: как писать руководство пользователя

Если у бизнеса есть цифровой продукт, необходимо познакомить его с клиентом. Иначе пользователь может не разобраться в нем и сразу бросить — предприниматель потеряет будущего покупателя. Знакомство пользователя с продуктом называется онбордингом. Рассказываем, как наладить этот процесс и какие инструменты для него подойдут.
Онбординг клиента: как писать руководство пользователя
Яна Иванова
25
4 мин
Содержание
  • Онбординг — что это такое
  • Для чего нужен онбординг в продукте
  • Инструменты для онбординга
  • Как провести онбординг клиента
  • Вопрос — ответ
  • Онбординг — что это такое

    Онбординг — это процесс, когда новых клиентов обучают, как пользоваться сервисом или услугой. Его цель — сделать так, чтобы они чувствовали себя уверенно и комфортно, применяя новый продукт.

    Например, при работе с сервисом Бизнес первым делом мы отправляем сообщение в Telegram-канал пользователей с ссылкой на Личный кабинет платформы. 

    Так клиент сразу понимает, куда заходить и где взять реквизиты компании для будущего пополнения счета.

    Для чего нужен онбординг в продукте

    Увеличение удовлетворенности пользователей

    Хороший онбординг помогает легче понять продукт и быстрее достигать своих целей. Это повышает удовлетворенность брендом.

    Например, компания разработала сервис по работе с электронными документами. Онбординг поможет кадровикам разобраться, как на платформе создать договор в онлайн-формате и ускорить процесс оформления сотрудников.  

    Повышение конверсии

    Эффективный онбординг увеличивает количество клиентов, которые остаются с вами на длительный срок и советуют купить продукт. Это повышает прибыльность бизнеса.

    Компания Edelman выяснила, что 84% бизнесменов, которые покупают сервисы и программное обеспечение для ведения своего дела, опираются на рекомендации коллег и конкурентов.

    Снижение уровня отказов

    Пользователи, которые не понимают, как использовать продукт, скорее всего, откажутся от него. Онбординг помогает снизить этот риск.

    По данным исследования, почти половина клиентов сервисов забывают о продукте, когда понимают, что не могут в нем разобраться.

    Сбор обратной связи

    В процессе онбординга можно получать отзывы от пользователей, что поможет улучшить продукт и его обучение.

    Бизнесу
    10.01
    BidFox: как мы интегрировали платежную систему в решение партнера и автоматизировали выплаты

    Инструменты для онбординга

    Обычно компании проводят онбординг пользователей с помощью регистрационных форм, обучающих видео и экранов-заглушек.

    Регистрационные формы

    Это первое взаимодействие с клиентом, когда он еще не купил продукт, но хочет его попробовать в демо-версии (если это возможно). Для этого нужна небольшая анкета с информацией о пользователе.

    /

    На нашем сайте при знакомстве с сервисом «Бизнес» клиент заполняет форму с юридическим статусом, ФИО, номером телефона и электронной почтой. После этого с ним связывается менеджер, который подробно рассказывает, как получить демо-версию. Так клиент не остается «в одиночку» и не понимает, куда нажимать.

    Обучающие видео

    Запишите небольшую интерактивную инструкцию о сервисе — покажите, как он выглядит, какой есть функционал и куда нажимать, чтобы совершить операцию. 

    Например, при работе с платформой «Бизнес» клиенты получают обучающее видео для компаний и самозанятых. В них мы рассказываем, как:

    • зайти в Личный кабинет;
    • пригласить исполнителей на платформу — создать ссылку-приглашение;
    • физлицу подписать ГПД в онлайн-формате;
    • провести выплаты самозанятым.
    🐣 Совет
    Не делайте решистрационные формы большими — достаточно несколько пунктов личной информации.
    /
    Так выглядит видео-руководство пользователя в сервисе «Бизнес»
    Так выглядит видео-руководство пользователя в сервисе «Бизнес»

    Экраны-заглушки

    Это небольшой экран с подсказками для того, чтобы пользователь сразу понял, что ему нужно сделать на платформе.

    Например, при подключении исполнителя к нашему сервису заказчику нужно создать персонифицированное приглашение. Для этого он формирует сценарий, в котором заполняет название, подключает шаблон договора и вставляет саму ссылку. Чтобы это сделать, ему необходимо нажать на кнопку «Создать сценарий». Она находится посередине экрана, поэтому пользователь сразу ее увидит.

    Как провести онбординг клиента

    1. Изучите потребности пользователей

    Важно создать инструкцию не просто потому, что это делают компании-конкуренты, а потому, что вы хотите познакомить клиента с сервисом и быстрее адаптировать его в нем. Для этого подумайте, какими функциями пользователи будут пользоваться больше всего. 

    Например, сервис «Бизнес» нужен компаниям, чтобы взаимодействовать с самозанятыми — подписывать договоры и проводить выплаты. Поэтому при создании онбординга лучше использовать инструменты, которые расскажут заказчикам, как сформировать ГПД и пополнить счет для вознаграждений. 

    1. Оцените продукт

    На этом этапе лучше самому стать «клиентом» и пройти пользовательский путь:

    • посмотреть, что было непонятно при регистрации;
    • изучить интерфейс — например, какие плашки нужно вынести на передний план, чтобы их было видно;
    • подумать, какие вопросы могут возникнуть у будущего клиента — для этого можно создать раздел «Вопросы-ответы» или записать отдельный обучающий ролик. 
    1. Сформируйте онбординг

    Подумайте, какие инструменты больше всего подойдут продукту. 

    Например, вы решили создать небольшую текстовую инструкцию. Основные советы по ее написанию:

    • Пишите кратко и понятно — большой объем информации обычно не усваивается.
    • Используйте нумерованные списки или шаги.
    • Добавляйте скриншоты или видео.
    • Избегайте технического жаргона, если аудитория их не понимает.
    Главное о работе с внештатным персоналом
    Подписывайтесь на наш телеграм-канал: вместе с юристом разбираем законы, важные новости и делимся опытом
    Присоединиться

    Вопрос — ответ

    Это могут быть регистрационные формы, обучающие видео и экраны-заглушки (небольшие подсказки).

    1. Изучите потребности пользователей.
    2. Оцените продукт — что вы сами бы хотели добавить в продукт, чтобы его использование было комфортным и легким.
    3. Подумайте, какие инструменты онбординга больше всего подойдут.

    • Пишите кратко и понятно.
    • Используйте нумерованные списки или шаги.
    • Добавляйте скриншоты или видео.
    • Избегайте технического жаргона, если аудитория не понимает их.
    Понравилась статья?
    Нам будет очень приятно, если вы прокомментируете, поставите оценку или поделитесь материалом в социальных сетях — так о нюансах НПД узнает больше людей ❤️
    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
    Загрузка...
    Комментарии
    0
    По дате
       
    По рейтингу
    По дате
    Сервисы
    Выплаты самозанятым
    Без задержек и блокировок
    Подробнее
    Надежные исполнители
    База проверенных самозанятых
    Подробнее
    Проверка самозанятого
    Узнайте текущий статус исполнителя
    Подробнее
    Ни одна новость больше не пройдет мимо

    Каждую неделю присылаем подборку самых горячих материалов прямо вам на почту

    Скоро станете экспертом
    В конце недели мы отправим на первый новостной дайджест. Никакого спама, только самое важное
    © 2019 - 2025 Самозанятые.рф