Найм самозанятого: плюсы и минусы для работодателя
Нанимать сотрудников по трудовому договору сложно и дорого. Зарплата, НДФЛ, страховые взносы, взаимодействие с государственными органами — всё это лежит на плечах работодателя.
Если пока не готовы на трудовые отношения, делегируйте часть задач самозанятым. Получится дешевле и проще — мы проверили и написали статью о преимуществах для работодателя.
Плюсы работы с самозанятыми: очевидные и не очень
Самый жирный плюс — это ноль налогов
Организации и ИП платят 13% НДФЛ штатным и внештатным сотрудникам — это их прямая обязанность.
Самозанятые же работают на себя и самостоятельно уплачивают 4% за доходы от физических лиц и 6% за доходы от организаций и индивидуальных предпринимателей. Клиент самозанятого не удерживает налог, а сразу перечисляет деньги без дальнейших манипуляций с ФНС.
Пример: если хотите платить сотруднику 70 000 рублей на руки, сверху придется «накинуть» 13% НДФЛ, что равно 10 459 рублям. С самозанятым все проще: если договорились на 70 тысяч, то и платите 70 тысяч.
Никаких страховых взносов
Кроме НДФЛ работодатель отчисляет до 30% от зарплаты на ОМС, ОПС и ВНиМ. За самозанятых ничего платить не нужно: они добровольно платят ПФР.
Пример: чтобы платить сотруднику те же 70 000 рублей «чистыми», помимо 10 459 рублей НДФЛ, нужно заплатить 24 137 рублей страховых взносов. Набегает 104 596 рублей, а это мы ещё не считали затраты на аренду, оборудование и расходники.
Вы не платите за полный рабочий день
Договор с самозанятым не похож на трудовой: в нём прописаны не обязанности, а конкретные задачи. Например, написать 10 статей до конца месяца. Самозанятый может уделять задаче пару часов в день, а может написать всё за сутки — решать только ему. Вы же решаете, что ему платить — почасовую ставку или фиксированную сумму за единицу работы.
Это дешевле, чем платить сотруднику за полный рабочий день, потому что никто не отменял сплетни у кулера, перекуры и пасьянс «Косынка». Вероятно, вы сможете получать те же KPI от самозанятого, но платить ему на 20-30 тысяч меньше.
Важно: не пытайтесь нанять сотрудника под видом самозанятого — ФНС вас быстро раскусит. Лучше прочитайте статьи о том, как оформить договор с самозанятым исполнителем и как избежать переквалификации договора в трудовой.
А теперь давайте сравним
Сотрудник на зарплате в 70 тысяч обходится работодателю минимум в 104 596 рублей. Скорее всего, сотрудник нужен не один.
Если возможности платить столько денег нет, делегируйте проект самозанятому исполнителю: поставьте конкретные задачи, договоритесь о сроках и оплате. Наш опыт показывает, что экономия составит от 20 000 до 50 000 тысяч рублей в месяц.
Минусы работы с самозанятыми: в чём подвох
Исполнитель может не знать или соврать о статусе самозанятого
Ваш исполнитель может оказаться не самозанятым, а обычным физическим лицом — он либо намеренно скрыл правду, либо потерял статус и не заметил это.
Важно: самозанятый может потерять статус при превышении лимита в 2,4 млн ₽ в год или за нарушение положений Федерального закона № 422-ФЗ. При этом налоговая не присылает самозанятому уведомление.
Вне зависимости от сценария, последствия будут неприятные. ФНС заметит нарушение и обяжет вас:
- заплатить 13% НДФЛ с выплаченной исполнителю суммы,
- внести страховые взносы за весь период взаимодействия,
- оплатить штраф и пени за несвоевременную уплату налога.
Уберечь себя можно двумя способами:
- Проверить статус по ИНН исполнителя в нашем сервисе. Он подскажет, является ли физическое лицо плательщиком НПД.
- Прописать в договоре условие об ответственности исполнителя за потерю статуса самозанятого.
ФНС может заподозрить схему по уходу от уплаты налогов
Про подмену трудовых отношений договором ГПХ писали здесь, но давайте повторим основные моменты:
- Нельзя нанимать полноценного сотрудника под видом самозанятого: выделять ему рабочее место, прописывать рабочий график, трудовые обязанности.
- Фиксированная оплата каждый месяц может привлечь внимание налоговой.
- Налоговая не любит бессрочные договоры с самозанятыми.
Если ФНС все же переквалифицирует договор с самозанятым в трудовой, то придётся заплатить НДФЛ, страховые взносы и штрафы.
Переквалификация договора: как правильно заключить договор с самозанятым
Очень подробно о корректном составлении договора мы рассказывали в этой статье. Но мы ещё раз напомним, что обязательно должно быть в договоре:
- конкретные цели, задачи, объём услуг или работ,
- срок договора,
- ответственность за потерю статуса самозанятого,
- условия оплаты: почасовая ставка или оплата за единицу работы.
На шаблон договора можете посмотреть здесь. Если следовать правилам, то проблем не будет.
Блокировка расчётного счёта за переводы физическим лицам: как платить самозанятым
Если банк увидит, что вы платите физическим лицам и не делаете налоговые отчисления, то может спокойно заблокировать расчётный счёт. Вопрос решается предоставлением договора с самозанятым и его справкой о постановке на учёт в ФНС. Очень подробно рассказали об этом тут.
Чем рискует работодатель
Подведем итоги: помимо плохой работы и заваленных сроков бизнес может нарваться на блокировку расчётного счёта, переквалификацию договора в трудовой, штрафы и уплату большой суммы денег.
Если процесс оформления работы с самозанятым кажется сложным и страшным, оставьте заявку в конце этой страницы. Наши менеджеры перезвонят и ответят на любые вопросы. Это бесплатно.
А ещё вам предложат попробовать универсальную платформу для работы с самозанятыми, которая автоматически сформирует договоры, проверит статусы, проведёт выплаты, оплатит налоги и отправит отчетность.
Кстати, если у вас остались вопросы, то их можно задать в комментариях, в тематическом сообществе Вконтакте или нашем телеграм-канале.