Маркетинговые услуги от самозанятого
Может ли самозанятый заниматься рекламой
В Федеральном законе № 422-ФЗ нет ограничений на применение режима самозанятости для маркетологов, как и для большинства диджитал-специалистов.
Маркетолог не может оказывать услуги как самозанятый, если:
- Заказчик — нынешний работодатель и отношения с ним оформлены трудовым договором.
- Заказчик — бывший работодатель, и после сотрудничества по трудовому договору прошло менее двух лет.
- Работает по договору поручения, комиссии или агентирования.
Например, заказчик просит маркетолога найти рекламные площадки для продвижения компании и заключить с ними договор. Или просит распространить рекламную продукцию.
В этом случае маркетолог становится рекламным агентом и не может выполнять такие услуги в статусе самозанятого.
- На собеседовании специалиста по маркетингу заставляют оформить самозанятость.
В последнем случае маркетолог фактически не нарушает закон. Но работодатель таким образом может попытаться сэкономить на сотруднике.
Вместо того чтобы оформить специалиста по трудовому договору с соответствующими привилегиями (больничный, оплачиваемый отпуск), работодатель выдвигает условие — оформление самозанятости.
При этом обязанности маркетолога остаются теми же, что и для штатного сотрудника. Это называется подменой трудовых отношений и преследуется налоговой и трудовой инспекцией.
Зачем маркетологу оформлять самозанятость
Возможность работать на больших проектах
Клиенты и особенно юридические лица охотнее будут работать с теми, кто платит налоги и официально заключает договор. Дело не в любви к бюрократии, а в безопасности для самого заказчика.
За расходами компании (в числе которых оплата услуг контрагента) следит налоговая. Тогда зачем ей рисковать, заказывая услуги у «серого» специалиста, когда на рынке есть проверенные исполнители.
Увеличение дохода
Пункт вытекает из предыдущего. Большие компании-заказчики готовы предложить масштабные и интересные проекты, за которые хорошо заплатят. Речь может идти о сумме в 100-150 тысяч рублей.
Такой доход можно получить и точечными заказами. Но сил в этом случае уходит больше: на поиск, коммуникацию и погружение в тему каждый раз с нуля.
Карьерный рост
Официальный статус самозанятого даёт маркетологу возможность нанимать работников по договору ГПХ. Так можно создать небольшую команду из нескольких специалистов, взять менеджмент в свои руки и брать более сложные и дорогие заказы.
Недавно мы рассказывали историю самозанятой, которая открыла маркетинговое агентство и получила от государства 250 тысяч на развитие бизнеса.
Защита от рисков
Почти все сделки самозанятого маркетолога с заказчиком будут закреплены договором. А значит, вероятность, что исполнителю не выплатят деньги или откажутся от выполненной работы без объяснения причин, значительно ниже.
Договор с самозанятым маркетологом
По форме подойдет стандартный договор ГПХ (подряда или оказания услуг), шаблон можно скачать здесь.
На что обратить внимание маркетологу при составлении договора:
- Указать налоговый статус самозанятого.
- В разделе «Предмет договора» подробно расписать все действия: каналы и площадки, которые планируется продвигать, закрепить ссылки на эти каналы, указать объём работы для каждого этапа и так далее. Чем больше конкретики, тем лучше.
- Зафиксировать результаты продвижения: это может быть ежемесячная отчётность по основным метрикам.
- Указать срок начала и окончания договора: бывает так, что заказчик медлит с отправкой подписанной копии, когда работа уже по факту началась.
- Прописать обязательства заказчика: например, предоставить доступ к рекламным кабинетам, аккаунтам соцсетей.
- Ответственность сторон: кто и в каком случае отвечает за нарушения договора. Маркетологу стоит зафиксировать отказ от ответственности в случае блокировки рекламных аккаунтов или обеспечения конфиденциальности передачи паролей от рекламных кабинетов, аккаунтов, CRM.
Что выбрать маркетологу: самозанятость или ИП
Попробуем рассмотреть оба варианта и определить для каждого выгоду и потенциал.
- Налоговый режим
Для маркетолога в статусе ИП подойдет УСН (упрощенная система налогообложения) со ставкой от 1 до 15%.
Для самозанятого или самозанятого ИП – от 3 до 6%.
- Регистрация
Для ИП в ИФНС по месту регистрации или по месту осуществления деятельности, потребуется пакет документов;
Самозанятый — через мобильное приложение «Мой налог», Госуслуги, в личном кабинете налогоплательщика или в приложении некоторых банков, для процедуры регистрации достаточно паспорта. - Отчётность
ИП подают декларации в бумажном виде в ИФНС по месту регистрации или онлайн.
Для самозанятого чек автоматически формируется в мобильном приложении. - Страховые взносы
ИП платит фиксированную сумму в течение года.
Самозанятый не обязан платить страховые взносы, но может делать это добровольно. - Наёмные работники
ИП может нанимать сотрудников по трудовому или гражданско-правовому договору.
Самозанятый может нанимать подрядчиков по договору ГПХ. - Ограничение дохода
ИП на УСН — 150 млн рублей в год, самозанятый — до 2,4 млн рублей в год.
Вывод:
Чтобы сделать выбор между ИП и статусом самозанятого, маркетологу нужно определить цели своей работы.
Если работать на себя преимущественно в одиночку и рассчитывать на годовой доход до 2,4 млн, то самозанятость — идеальный вариант.
Кроме того, существует самозанятый ИП: в этом случае действуют правила режима НПД, но можно иметь расчётный счёт.
Если есть амбиции открыть агентство, нанять штат сотрудников и увеличить выручку — лучше выбрать ИП.