Как оформить самозанятого иностранца: от получения ИНН до оформления в МВД
Кто из иностранцев может оформить самозанятость
Далеко не каждый иностранец может стать самозанятым. Согласно закону, ими могут быть граждане:
- из стран ЕАЭС: Беларуси, Киргизии, Армении и Казахстана;
- из Украины, Донецкой и Луганской Народных Республик.
При этом у гражданина другой страны должно быть оформлено РВП или ВНЖ. О том, как ИП и компаниям помочь иностранцу с этим шагом, расскажем в следующей статье.
Как оформить самозанятость иностранцу
Процесс оформления иностранца не сильно отличается от стандартного. По сути главное отличие заключается в том, что вместо паспорта исполнителю нужен ИНН и доступ в личный кабинет налогоплательщика.
Итак, перед регистрацией иностранцу необходимо:
- Оформить ИНН. Это можно сделать в любом отделении ФНС.
- Завести учетную запись в личном кабинете налогоплательщика на сайте налоговой. Подробнее об этом — чуть ниже.
После этого иностранец сможет оформить самозанятость. Регистрацию проходят стандартными способами:
- в приложении «Мой налог»;
- в личном кабинете плательщика НПД;
- через Госуслуги;
Как завести учетную запись на сайте ФНС иностранцу
Есть три способа. На сайт ФНС можно войти через:
- Логин и пароль, указанные в регистрационной карте. Регистрационную карту можно получить в любом отделении ФНС, независимо от места постановки на учет.
- Электронную подпись. Её выдают в Удостоверяющем центре, аккредитованным Минкомсвязи России. Список центров здесь.
Логин и пароль, используемые для учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Какой регион указать при регистрации в приложении «Мой налог»
Самозанятому гражданину другой страны необходимо указать регион, в котором он получил РВП или ВНЖ. При этом работать он может в любом регионе.
Исключение: участники программы переселения соотечественников должны работать именно в том регионе, где получили РВП. Иначе им могут выписать штраф, а в некоторых случаях — даже депортировать.
Обращаем внимание, что менять регион можно раз в год.
Договор с самозанятым иностранцем: нужно ли вносить особые формулировки
Не нужно. Как и в случае работы с гражданином России, здесь подойдет договор ГПХ: подряда, возмездного оказания услуг, авторского заказа или хранения. Не запрещается и смешанный договор — например, подряда и возмездного оказания услуг.
Чтобы не было проблем с налоговой, стоит обратить внимание на следующее:
- Важно указать, что исполнитель — самозанятый. Например, написать «Исполнитель зарегистрирован как плательщик налога на профессиональный доход». Это указание будет одним из доказательств того, что заказчик работает с самозанятым, а не физлицом.
- Договор не должен содержать признаков трудовых отношений (как со штатным работником). Иначе — штраф, НДФЛ и взносы. То есть не следует прописывать в договоре график работы, фиксированную ежемесячную оплату, материальную ответственность и прочие признаки трудовых отношений.
- Рекомендуется включить пункт о том, что исполнитель обязуется отправить чек за каждую оплату услуги, а за неисполнение — установить штраф. Больше об этом — здесь.
Договор заключается на любой срок: от 1 дня до 1 года. Подробнее о том, как заключить договор с самозанятым, читайте здесь.
Что делать, если у самозанятого нет карты банка РФ
В целом гражданин другой страны может получать оплату на электронный кошелек, банковский счёт, банковскую карту или наличными. Выбранный способ оплаты прописывается в договоре.
При этом, согласно Закону № 422-ФЗ, самозанятый может получать оплату не только на свою банковскую карту, но и на банковскую карту третьего лица. Об этом говорится в письме ФНС от 01.04.2021 № АБ-4-20/4336@. Важное условие: этот способ считается легальным только в том случае, если он прописан в договоре.
Как еще можно обезопаситься
Рекомендуется указывать подробную информацию об исполнителе в поле «Назначение платежа». Это будет одним из доказательств того, что перевод был совершен самозанятому, а не физическому лицу.
Может ли самозанятый иностранец оплачивать налог НПД с карты третьего лица
Да.
Можно ли привязать карту третьего лица в приложении «Мой налог»
По закону иностранный исполнитель, как и любой другой самозанятый, сделать этого не может. В приложении можно привязать только карту банка РФ.
Куда сообщать о начале сотрудничества с иностранцем — и как это сделать
Итак, большая часть пути пройдена — осталось сообщить о начале работы с гражданином другой страны. А именно:
- Уведомить МВД о том, что вы начали работу с самозанятым иностранцем или если вы расторгли договор с ним. Для этого нужно заполнить специальную форму, а затем отнести её в отделение, отправить заказным письмом или через «Госуслуги». Сделать это нужно в течение трёх рабочих дней после заключения договора.
- В какое отделение МВД обращаться? Сначала уточните адрес исполнителя (регион, город, улицу), а затем — выберете подходящее отделение. После чего распечатайте форму и отнесите в отделение.
- Как подать форму через «Госуслуги»? Для этого у компании должен быть профиль на сайте и электронная подпись, а само отделение МВД — должно быть подключено к системе «Госуслуг». Выберите на сайте «Уведомление по трудовым иммигрантам», а затем — «Уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином (лицом без гражданства)».
- Если вы предоставляете исполнителю жильё (на период исполнения договора), то необходимо поставить его на миграционный учет. Подать заявление нужно в течение 7 рабочих дней после заселения.
- И последнее — заказчик обязан передать в банк копию договора, если сумма сделки превышает 200 000 ₽ (или ее эквивалент в иностранной валюте). Это нужно для валютного контроля. Договор нужно подавать один раз, вместе с первым платежом.
Что будет, если заказчик не уведомит МВД
Тут следует быть аккуратнее. Остановимся подробнее на тех случаях, когда налоговая вправе оштрафовать заказчика:
- если заказчик не уведомил МВД о начале сотрудничества с иностранным самозанятым в течение 3 дней. Штраф — от 40 000 ₽ до 80 000 ₽ или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 дней;
- дополнение к предыдущему пункту: если заказчик находится в Москве, Санкт-Петербурге, МО или ЛО, штраф может быть увеличен до 1 миллиона рублей;
- если заказчик предоставил жильё иностранному самозанятому, но не сообщил об этом МВД в течение 7 рабочих дней. Штраф — от 400 000 ₽ до 500 000 ₽.
- для суммы сделки выше 200 000 ₽: если заказчик не передаёт в банк копию договора вместе с первым платежом, его также ждёт штраф.
Как вести отчётность: ЕФС-1, страховые, 3-НДФЛ и не только
Отчетность максимально упрощена, как и при работе с самозанятыми россиянами. Это значит, что подавать персонифицированные сведения на самозанятого и ЕФС-1 — не нужно. Второе: сведения об исполнителе в Расчете по страховым взносам и 6-НДФЛ отражаться не будут.
В каких декларациях отражаются выплаты иностранных самозанятых
К ним относятся налог на прибыль, УСН «доходы минус расходы», ЕСХН и 3-НДФЛ.Об этом говорится в пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина от 22.07.2020 N 03-03-06/1/63730. То есть опять же — всё точно так же, как и с самозанятыми из России.
Выплаты самозанятым отражаются в перечисленных декларациях, если:
- расходы по договору считаются экономически оправданными, то есть если заказчик приобретает услуги у исполнителя для ведения предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16, п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 221 НК РФ);
- расходы по договору подтверждаются актом выполненных работ и чеком (п.п. 8 — 10 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ; п. 4 Письма ФНС России от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@);
- расходы по договору указаны в закрытом перечне затрат плательщиков УСН. Действует для УСН и ЕСХН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ) и ЕСХН (п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
Мы продолжим рассказывать о сотрудничестве с самозанятыми иностранцами и дальше: разберем те нюансы, о которых не успели упомянуть сегодня.
Остались вопросы? Ждем их в комментариях!