На что обратить внимание при выборе самозанятого исполнителя
Портфолио и кейсы
Примеры работ — главный показатель профессионализма. Если человек уже делал подобную работу и результаты вам нравятся, скорее всего, с вашей задачей он тоже справится.
Чаще всего примеры работ оформляют в виде портфолио — фотографий с короткими описаниями. Штукатур демонстрирует фото оштукатуренных стен, веб-дизайнер — скриншоты сайтов, уборщик — фото помещений до и после. Еще это могут быть ссылки: на опубликованные тексты, созданные сайты, разработанные программы.
Вот так может выглядеть портфолио маляра:
Недостаток такого портфолио в том, что оно демонстрирует только результат работы, не показывает процесса. По нему нельзя понять, как именно работал специалист, сколько времени потратил, какие проблемы клиента решил. Чтобы это узнать, придется расспросить исполнителя лично.
Другой формат демонстрации работ — кейсы. Здесь исполнитель не просто показывает фото или примеры, а поэтапно рассказывает, как работал: выяснил проблему клиента, сформировал план работ, вел переговоры. Часто в кейсах есть четкие результаты, например цифры конверсий рекламной кампании или сроки ремонтных работ.
Писать кейс — задача долгая, поэтому многие ими не занимаются или пишут редко. Зато специалиста не придется расспрашивать: из кейса все уже понятно.
Даже небольшие кейсы и фото до/после помогают понять, как именно шли работы:
Некоторые неблагонадежные исполнители выдают в портфолио чужие работы за свои. Особо изобретательные даже могут написать кейс с выдуманными данными. Есть три способа проверить примеры работ на подлинность:
- Поискать фотографии и скриншоты из портфолио через поиск по картинкам в Гугле или Яндексе. Так вы узнаете, если эти изображения кто-то уже публиковал, — возможно, удастся отыскать оригинал.
- Расспросить исполнителя о каком-нибудь примере — подробно узнать, как он работал, какие инструменты использовал, чего именно хотел заказчик. Лучше делать это в устном разговоре, чтобы у человека не было времени что-то придумать.
- Написать указанному в работе заказчику и спросить, действительно ли для них выполнял работу этот специалист. Это сработает с заказами, например, по сайтам. Еще можно попросить контакты заказчика у исполнителя — если он их не дает, это повод насторожиться.
Отзывы
Кейсы исполнители пишут сами — в них они могут немного приукрасить ситуацию или просто рассказать о работе со своей стороны. Отзывы же покажут настоящее мнение заказчика о работе.
Отзывы подделать еще легче, чем портфолио, — любой может написать пару предложений, расхваливая себя как исполнителя. Есть несколько признаков честного отзыва:
- Реальное имя и фотография автора отзыва. Особенно хорошо, если по имени и фото можно найти человека в соцсетях.
- Ссылки на соцсети или другие контакты.
- Легкий разговорный стиль — простые слова, короткие предложения, отсутствие сложных канцелярских конструкций и размытых формулировок вроде «исполнителем были проведены работы по высшему разряду».
- Отсутствие типичных фраз — в заказных отзывах часто встречаются одинаковые выражения: «нареканий нет», «качество устраивает», «низкие цены», «высокое качество».
- Много подробностей — какие именно работы выполняли, что конкретно понравилось. Правда, неподробный отзыв необязательно фальшивый: люди часто оставляют короткие отзывы, особенно на биржах.
Пример правдивого отзыва — есть имя, фото, все подробно. Такой отзыв сам по себе практически кейс — помогает понять, как именно работает исполнитель:
Бывает, что отзывов у исполнителя нет — может быть, он не умеет их просить, не занимался этим вопросом или его заказчики слишком заняты. В таком случае не стоит сразу отказываться от этого исполнителя, особенно если работы вам понравились. Можно попросить его дать контакты прошлых клиентов и пообщаться с ними самостоятельно. Часто такое общение дает даже больше информации, чем отзывы с сайта, — в разговоре с другими заказчиками прошлые клиенты могут отвечать откровеннее, а у исполнителя не получится отредактировать их ответ в свою пользу.
Рейтинг
Если ищете исполнителя на бирже, обязательно посмотрите его рейтинг. Рейтинг обычно снижают за плохие отзывы или невыполненные заказы, так что если он отрицательный, доверять исполнителю не стоит.
Низкий рейтинг — это еще не плохо; возможно, исполнитель начал работать на бирже недавно. Можно посмотреть срок регистрации и количество выполненных заказов, если эти данные на бирже открыты. Новичок с невысоким рейтингом, но хорошим портфолио и отзывами, скорее всего, справится с заказом.
Кстати, мы скоро запустим свою биржу самозанятых исполнителей — там тоже будет рейтинг на основе выполненных заказов и отзывов. В карточке исполнителя можно будет увидеть рейтинг и живые отзывы заказчиков:
Скорость ответов
Если портфолио, отзывы и рейтинг исполнителя вам понравились, самое время ему написать и посмотреть на скорость, с которой он вам отвечает.
Бывает, что исполнитель очень медленный: не читает сообщения целыми сутками, даже если онлайн, после прочтения отвечает только через несколько часов или даже дней, растягивает переписку и переговоры на недели. Обычно на это есть две причины:
- Человек очень занят, у него много других заказов. В таком случае он вряд ли сможет глубоко погрузиться в ваш проект и, скорее всего, сорвет сроки.
- Исполнитель просто тормозит — не знает, что ответить, например, из-за недостаточной квалификации. В таком случае он тоже, скорее всего, не справится с работой.
Иногда бывает обратная ситуация: исполнитель отвечает очень быстро. Он не обсуждает условия, не расспрашивает вас о задаче, просто на все соглашается и хочет только скорее подписать договор. Это тоже подозрительно — хороший специалист знает себе цену и понимает, что договор можно подписывать только после подробного обсуждения условий работы. Если человек торопится, возможно, он хочет вас обмануть. Либо вы назвали ему высокую цену, а обычно он работает в два раза дешевле и на самом деле не такой уж хороший специалист — в таком случае с работой он не справится.
Лучше всего, если исполнитель отвечает достаточно быстро, но четко и по делу, стремится обсудить все условия и уточнить нюансы работы до подписания договора. Это значит, что он заинтересован в работе, но знает себе цену и не бросается на любую работу.
Манера общения
Во время общения профессионализм можно оценить не только по скорости, но и по самим ответам. Настоящий специалист своего дела:
- Не будет нахваливать себя, а просто кратко расскажет о своем опыте, покажет примеры работ и отзывы клиентов.
- Постарается глубоко проникнуть в вашу задачу или проблему, задаст много вопросов. Например, профессиональный уборщик уточнит, есть ли у вас аллергия на моющие средства, а дизайнер постарается узнать, какую бизнес-задачу должен решать дизайн.
- Сам предложит решения, а не станет запрашивать у вас подробный алгоритм действий. Специалист здесь он, и вы должны назвать только свою проблему, а он поможет ее решить.
- Скорее всего, не станет соглашаться на все ваши идеи и предложения — во многих случаях он лучше знает, как вам помочь.
- Не будет сыпать сложными терминами, объяснит все максимально просто, доброжелательно ответит на ваши вопросы.
Если же исполнитель просто молча соглашается на все ваши требования, расхваливает себя и совсем ничего не спрашивает о задаче, велик риск, что он недостаточно опытный. Даже если он в итоге выполнит работу хорошо, может получиться совсем не решающий ваши задачи инструмент.
Чек-лист для проверки исполнителя
- Изучить портфолио и кейсы, посмотреть, как исполнитель справлялся с прошлыми заказами. Проверить портфолио на подлинность — поискать фотографии в Гугле или Яндексе, спросить про рабочий процесс, написать заказчикам из портфолио.
- Изучить отзывы, проверить, оставлены ли они реальными людьми. Если отзывов нет — попросить у исполнителя контакты прошлых заказчиков и расспросить их.
- Если работаете через биржу, посмотреть рейтинг исполнителя. Если рейтинг низкий, проверить, не новичок ли исполнитель — может, он просто не успел заработать рейтинг.
- Следить за скоростью ответа исполнителя. Если отвечает слишком долго — вряд ли найдет время на проект. Слишком торопится заключить договор и не вникает в работу — скорее всего, не профессионал.
- Посмотреть на манеру общения — хороший исполнитель задаст много вопросов и сам предложит подходящее решение ваших проблем.