Налоговые проверки компаний в 2025 году
Далеко не все предприниматели нарушают закон, но из-за страха налоговых проверок некоторые отказываются от работы с исполнителями на НПД. Мы разобрали, что из новостей о проверках ФНС — слухи и страшилки. И что на самом деле происходит в регламентах в 2024-2025 годах.
Межведомственные комиссии: ограничения на работу с самозанятыми
ФНС отслеживает компании и индивидуальных предпринимателей, которые взаимодействуют с самозанятыми, используя скоринговую систему «МАРМ». Она анализирует, сколько исполнителей на НПД сотрудничает с данной компанией, как часто производятся выплаты и есть ли у самозанятого другие заказчики. На основании собранной информации «МАРМ» присваивает компании риск-балл.
С 1 марта 2024 года внесли дополнительные критерии для проверки (статья 67 Закона № 565-ФЗ, приказ Минтруда от 02.02.2024 № 40н.). Ваша компания находится в зоне риска, если:
- с вами работают 10 и более самозанятых;
- средняя выплата вашему самозанятому превышает 20 000 рублей;
- средняя продолжительность договора с физлицом превышает 3 месяца.
Эти критерии остаются актуальными и на 2025 год. Выявлять нарушения будет специальная комиссия вместе с Рострудом и ФНС.
Мораторий на налоговые проверки в 2025 году
Бизнес проверяют разные ведомства и с разной периодичностью. В зависимости от того, предупреждают ли бизнес о предстоящем событии, проверки делятся на плановые и внеплановые.
Плановые проверки
Ведомства (Роспотребнадзор, ФНС, Росстат, ОВД) составляют план проверок на год: в нем указывают, каких компаний и в какой период это коснется. Например, план проверок на 2025 год до 31 декабря 2024 года должны разместить в реестре плановых проверок сайте Генпрокуратуры. Найти свою компанию можно по ИНН.
Также до 2030 года действует мораторий на плановые проверки со стороны надзорных органов: например, Роспотребнадзор, МЧС. Но профилактические визиты или проверки в ответ на жалобу останутся: о них — дальше.
Внеплановые проверки
Такие проверки инициируют разные ведомства из-за жалоб от покупателей или сотрудников: потребителю попался некачественный товар (придет Роспотребнадзор), самозанятый пожаловался, что ему выписали штраф за опоздание (заинтересуется Трудовая инспекция и ФНС).
Узнать о таких проверках заранее не получится. И на них мораторий не распространяется.
Камеральные проверки налоговой
ФНС проводит камеральные и выездные проверки компаний. При камеральных проверяют документы прямо в налоговой удаленно, а при выездных — на месте в компании. Ведомство таким образом сверяет сумму уплаченных налогов и взносов в декларациях, договоры и прочие закрывающие документы.
До 3 марта 2025 года ФНС ввела мораторий, то есть остановила налоговые проверки аккредитованных IT-компаний. Исключение составляют лишь те проверки, которые назначаются с согласия руководства вышестоящего налогового органа или ФНС России. Эту меру приняли, чтобы поддержать сферу IT в условиях финансовых и экономических ограничений.
Признаки нарушения трудового законодательства: новые критерии
4 октября 2024 года на федеральном портале опубликовали проект приказа об индикаторах, которые указывают на нарушение трудового законодательства.
Один из пунктов напрямую относится к самозанятости:
То есть если предприниматель работает с более чем 35 самозанятыми, платит им в среднем больше 35 тысяч рублей и это составляет основную долю их дохода — вместе это может выглядеть как попытка обойти трудовое законодательство.
Есть и другие критерии, которые в большей степени относятся к штатным сотрудникам:
- Резкое падение зарплатного фонда. Если компания внезапно урезала расходы на зарплаты на 80%, но при этом никого не уволила, это вызовет подозрения.
- Зарплаты ниже минимального размера. Если больше половины сотрудников зарабатывают меньше МРОТ три месяца подряд, это будет сигналом для проверки.
- Снижение зарплат медикам. Если в больнице или поликлинике у четверти сотрудников резко упала зарплата, это тоже привлечет внимание.
Поправки должны были вступить в силу 30 ноября 2024 года, но на момент написания статьи — на стадии обсуждения.
Поправки в закон о платформенной занятости
Платформенная занятость — это форма занятости, при которой специалисты используют онлайн-платформы для поиска клиентов и реализации товаров и услуг.
Платформенная занятость и самозанятость тесно связаны: для многих лиц на НПД онлайн-платформы являются основным каналом получения предложений. Так работают, например, курьеры, репетиторы и дизайнеры.
Минтруд предлагает скорректировать права и обязанности платформ. По словам нашего юриста, «распространяться закон будет на цифровые платформы, которые обеспечивают взаимодействие оператора, партнеров и пользователей для заключения гражданско-правовых договоров, а также предоставляющих техническую возможность размещения заказов и карточек товаров, совершения оплат товаров, работ, услуг и включенных в реестр посреднических цифровых платформ».
Некоторые предложения из законопроекта:
- Операторы платформ, через которые самозанятые находят заказы, должны будут ограничить систематическое и продолжительное выполнение услуг партнером-исполнителем для одного заказчика. Правительство может отдельно установить, сколько времени и какое количество заказов выполняет самозанятый для одного заказчика;
- софинансировать добровольные программы страхования и ввести льготы для самозанятых;
- ввести повышенные нормы охраны труда для работ, сопряженных с риском для здоровья;
- площадки должны будут ограничить принятие заказов для самозанятых от заказчиков, с которыми они состояли в трудовых отношениях.
На данный момент законопроект находится на стадии обсуждения, поэтому точных дат его вступления в силу нет.
Создание реестра работодателей
Сейчас ведется работа над созданием реестра работодателей-нарушителей — с проектом можно ознакомиться на федеральном портале. В него будут вносить всех работодателей, которые уклоняются от оформления трудовых отношений с работниками — например, подменяют их гражданско-правовыми договорами.
Реестр заработает с 1 января 2025 года и будет включать в себя общедоступную информацию, размещенную на сайте ведомства.
Работодатель будет находиться в реестре в течение 1 года с момента последнего установленного факта нелегальной занятости, либо его могут исключить из реестра раньше срока в случае отмены постановления-основания включения в реестр.