ИП и юрлицам: как получить от самозанятого счёт на оплату
Счёт на оплату — это документ, по которому заказчик переводит деньги за товар или услугу. Обычно такой счёт — необходимость для ИП и юрлиц, потому что каждую операцию они обязаны обосновывать документами. Проще говоря, налоговая должна убедиться, что заказчик перевёл деньги контрагенту — а не пустил их на ремонт квартиры.
Сейчас будем разбираться, что там по закону: обязан ли самозанятый выставлять счет и как это сделать правильно.
Можно ли самозанятому выставлять счет
Да, заказчик может попросить самозанятого выставить счёт. Многие юрлица и ИП сотрудничают с исполнителями таким образом.
Должен ли самозанятый выставлять счёт 🧮
А вот это уже другой вопрос: ни в №422-Ф3, ни в письме ФНС такого требования нет.
По сути всё, что обязан сделать самозанятый, — выставить чек, а в формировании счёта он вправе отказать. Так что об этом заказчику нужно договариваться отдельно.
Но обычно с этим проблем нет: фрилансеры формируют счета, если хотят сохранить отношения с заказчиком. Правда не все знают, как это делать — и здесь может помочь заказчик, подробно расскажем об этом дальше.
Почему важно не допустить ошибок в счёте 🤦♀️
Дело в рисках. А именно:
- Самозанятый не получит денег. Например, из-за опечатки в реквизитах.
- Или же он их получит, но из-за неверно прописанной суммы налог будет рассчитан неправильно.
- Все эти ошибки могут стать причинами налоговой проверки. Например, если исполнитель ошибётся в названии компании, придётся доказывать, что он оказывал услуги именно вам.
- И самый худший вариант — из-за ошибок в счёте на оплату банк может заблокировать расчётный счёт компании или ИП.
Инструкция: как самозанятому выставить счёт 🙌
Есть 3 способа:
- В приложении «Мой налог». Сначала настраиваем безналичную оплату, чтобы заказчик мог переводить деньги: «Настройки» → «Платежи» → «Получение средств». Затем выставляем чек стандартным способом через вкладку «Новая продажа», только вместо «Выдать чек» выбираем «Выдать счёт».
- Вручную. Опять же — выставлять счёт самозанятый по закону не обязан, так что строгой формы нет. Что прописывают в счёте: ФИО и реквизиты самозанятого, дату и номер счёта, название и реквизиты организации-плательщика, перечень работ и услуг с ценами, общая сумма счёта. Для наглядности — пример такого документа.
3. Через сервис «Бизнес». В этом случае ничего делать вручную не нужно: мы полностью автоматизируем документооборот и исключаем проблему ошибок в документах. Подписывать тоже ничего не надо — всё будет сделано автоматически. Так вы сэкономите время на согласовании документа, будете уверены, что в нём нет ошибок, и как следствие — защитите свой бизнес от налоговых проверок и блокировки расчётного счёта.
Самозанятый выставил счёт: нужен ли чек
Да, это прямое требования закона для самозанятого. Чек — это главный документ от самозанятого: он подтверждает, что фрилансер уже оплатил налог, значит, заказчику ничего платить не нужно. Поэтому чек нужен ИП и юрлицам как для отчётности, так и на случай судебных споров.
Как оплатить счёт самозанятому 💸
Схема такая: получаем счёт — составляем платёжное поручение — переводим деньги. Обычно платёжку формируют в личном кабинете банка или специальной программе (например, 1С). А дальше самозанятый выставляет чек, к примеру, он может сформировать чек из счёта в приложении «Мой налог».
Внимание: здесь также важно следить за тем, чтобы не было ошибок, иначе банк может посчитать сделку подозрительной, а это — блокировка счёта. Плюс неправильно сформированная платёжка может также привести к налоговой проверке.
Коротко о главном ✍
- Можно ли самозанятому выставить счет на оплату? Да, но это добровольная опция — самозанятый может это сделать, но не обязан. Как правило, счёт нужен заказчику для отчётности, поэтому он договаривается об этом с фрилансером отдельно.
- Важно оформить счёт на оплату правильно: не допустить ошибок и опечаток в документе, иначе самозанятый не получит денег, или же налог будет рассчитан неправильно. Есть ещё одно последствие, более серьёзное: ошибки могут насторожить налоговую — и она придёт с проверкой к вам.
- Самозанятый может выставить счёт в приложении «Мой налог», вручную или в специализированном сервисе, например, в нашем.
- После получения счёта заказчику нужно сформировать платёжное поручение и провести оплату.
- При этом самозанятый всё равно обязан выставить чек, счётом на оплату его не заменишь.
Оставьте заявку на консультацию — расскажем подробнее, как автоматизировать документооборот с самозанятыми.