Вернуться

«Онлайн-касса для самозанятых: потребуется ли ККТ в 2021 году»

С 1 июля 2021 года предпринимателей обяжут работать с онлайн-кассой. Относятся ли самозанятые к их числу? Подробно разобрались в вопросе и подготовили развернутый материал.

В 2021 году индивидуальных предпринимателей обяжут работать с контрольно-кассовой техникой или ККТ. За нарушение требований налоговая может выписать ИП штраф размером 10 тысяч рублей или ограничить деятельность на 90 дней. 

Самозанятые приравниваются к субъектам МСП и может показаться, что новое правило распространяется и на плательщиков НПД. Но так ли это на самом деле?

В статье рассказываем нужна ли самозанятым онлайн-касса для работы и как правильно зарегистрировать контрольно-кассовую технику в налоговой. 

Нужна ли онлайн-касса самозанятым

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к Федеральному закону от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ. В соответствии с пунктом 2.2 статьи 2 закона, онлайн-касса для самозанятых граждан не нужна.

Это положение распространяется на всех самозанятых, в том числе и на тех, кто зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Применять контрольно-кассовую технику нового поколения не должны и лица, которые арендовали помещение для оказания услуг без наемных работников.

Ставить онлайн-кассу самозанятым потребуется лишь в одном случае — если самозанятые граждане лишились права на применение специального налогового режима. Такое может произойти из-за за нарушения максимально допустимого годового дохода или найма сотрудников. 

Если плательщик НПД лишился статуса самозанятого, но хочет продолжить предпринимательскую деятельность, ему потребуется получить статус индивидуального предпринимателя, выбрать новую систему налогообложения и завести онлайн-кассу.

Есть и другие предприниматели, которым необязательно иметь онлайн-кассу — они получили бессрочную отсрочку и продолжают работать без ККТ и в 2021 году. Их перечень представлен в пункте 2 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ. Это значит, что если самозанятый потерял право на применение НПД, но его деятельность включена в список исключений, то он может работать без онлайн-кассы в статусе ИП.

Какие документы выдают самозанятые

Право не использовать контрольно-кассовую технику не освобождает самозанятых от выдачи чеков. Вместо специального оборудования плательщики НПД используют приложение «Мой налог». Программа адаптирована под Windows, iOS и Android.

Чек клиенту можно передать в бумажном или электронном виде. При наличном расчете документ необходимо выдать в момент оплаты, а при безналичном — до 9 числа следующего месяца. За несоблюдение сроков оштрафуют на 20% от суммы полученного дохода. Если в течение 6 месяцев самозанятый повторно нарушит правило, ему выпишут штраф на 100% от вознаграждения.

Совет! Если контрагенты часто запрашивают бумажный чек, можно приобрести принтер, чтобы оперативно подготовить документ и избежать санкций контролирующих органов.

В чеке должны быть указаны название документа, дата и место составления, ассортимент оказываемых услуг, выполняемых работ, поставляемой продукции, реквизиты плательщика, QR-код для считывания электронным устройством и другие данные, указанные в пункте 5 ФЗ. Из-за несоблюдения перечня обязательной информации контрагент не сможет подтвердить расходы в налоговой.

Что делать, если самозанятый лишился права на применение НПД

Применять налог на профессиональный доход могут не все индивидуальные предприниматели и физические лица. Вы лишитесь статуса самозанятого, если:

  • годовой доход превысит 2,4 млн рублей;
  • у вас появятся наемные работники;
  • вы начнете производство и реализацию подакцизных товаров;
  • вы займетесь добычей полезных ископаемых;
  • нарушите другую норму, установленную пунктом 2 статьи 4 Федерального закона № 422-ФЗ.

Если потеряли право на применение НПД, перейдите на другую систему налогообложения: общую, упрощенную, патентную или единую сельскохозяйственную (только для производителей сельскохозяйственной продукции). Пользователи этих режимов обязаны использовать онлайн-кассу, если их деятельности нет в списке исключений.

Важно! Даже если вы освобождены от применения онлайн-кассы по виду деятельности, не забывайте передавать покупателям документ, подтверждающий покупку (например, накладную).

Пошаговая инструкция по регистрации кассы

Кассы регистрируют через сайт Федеральной налоговой службы с использованием квалифицированной электронной подписи или КЭП. Если КЭП у вас нет, сделайте это до процедуры оформления ККТ в одном из сертифицированных удостоверяющих центров. Впоследствии сможете использовать подпись для отправки отчетностей и других действий, связанных с предпринимательской деятельностью.

Второй этап подготовки к регистрации онлайн-кассы — заключение договора с оператором фискальных данных, ОФД. На сайте ФНС есть список организаций, с которыми можно сотрудничать. Обратитесь в одну из них и оформите соглашение. Если затрудняетесь с выбором, изучите отзывы в интернете или проконсультируйтесь со специалистом.

Чтобы зарегистрировать ККТ:

  1. Подайте заявление на сайте Федеральной налоговой службы в разделе «Учет контрольно-кассовой техники». Для отправки воспользуйтесь ранее оформленной квалифицированной электронной подписью (КЭП).
  2. Укажите особые параметры из предложенных вариантов. Например, «ККТ предназначена для работы исключительно в автономном режиме», если место вашей деятельности находится в отдаленном месте (перечень отдаленных мест устанавливают региональные власти). После регистрации изменить параметры нельзя.
  3. Выберите ОФД. Укажите оператора фискальных данных, с которым заключили договор на втором этапе предварительной подготовки.
  4. Введите регистрационный номер ККТ, который получите после проверки заявления и анкеты, и ИНН в онлайн-кассу.

Важно! Внимательно проверьте введенные данные перед отправкой. Из-за ошибок фискальный накопитель станет недействительным, придется заново проходить процедуру, в том числе покупать ФК.

  1. После ввода данных ККТ распечатает чек с параметрами фискализации — код из 10 цифр. Введите его на сайте ФНС.
  2. Если все сделано верно, получите карточку регистрации контрольно-кассовой техники, подписанную усиленной квалифицированной подписью налоговой службы. 
  3. После получения карточки в личном кабинете на сайте оператора фискальных данных укажите параметры регистрации.

Регистрация онлайн-кассы — непростая процедура с рядом нюансов и подводных камней. Из-за неопытности начинающие предприниматели часто допускают ошибки и сталкиваются с дополнительными расходами. Поэтому мы рекомендуем обратиться в специализированную фирму, хорошо знакомую с оформлением ККТ.

Что будет, если не получить кассу

Скрыть осуществление деятельности без онлайн-кассы не получится. Во-первых, заказчики или конкуренты могут подать жалобу в Роспотребнадзор или налоговую службу за невыдачу чека после покупки. Во-вторых, сотрудники ФНС часто под видом клиентов делают контрольные закупки, чтобы выявить нарушителей.

За первое нарушение оштрафуют на 25-50% от выручки, полученной без контрольно-кассовой техники, но не меньше 10 000 рублей (пункт 2). За повторное нарушение запретят вести деятельность в течение 90 дней (пункт 3).

Важно! Если лишились права на применение «Налога на профессиональный доход», после перехода на другую систему налогообложения дается 30 календарных дней, чтобы выбрать и зарегистрировать кассовый аппарат (это указано в Федеральном законе от 6 июня 2019 года № 129-ФЗ).

Смотрите также

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии

avatar

Оставьте заявку

Мы свяжемся с вами в течение 10 минут

Оставьте заявку


Регистрация компании

Чтобы компания могла пользоваться Маркетплейсом, подайте заявку на ее регистрацию в нашем сервисе.

Оставьте заявку


Оставьте контакты

И мы обязательно ответим на ваш вопрос
Физ лицоСамозанятыйИПЮр лицо