
Закон о регулировании платформенной экономики: как работать с маркетплейсами по новым правилам

Самозанятые, ИП, крупные бренды и конечные потребители — все участники рынка столкнутся с изменениями. Разбираемся, как закон отразится на каждом, и что делать прямо сейчас.
Что такое платформенная экономика простыми словами
Платформенная экономика — это бизнес-модель, при которой компания создает цифровое пространство, где встречаются продавцы и покупатели. Сама платформа не производит товар и не оказывает услугу — она служит посредником, создает инфраструктуру и контролирует взаимодействие всех сторон.
Закон вводит понятия «платформенная экономика» и «посредническая цифровая платформа» (ПЦП). Знакомые всем ПЦП — это Ozon, Wildberries, Яндекс.Такси, Лавка, сервисы типа «Ясно», «Профи.ру» и подобные. До настоящего времени их деятельность власти отдельно не регулировали. Новый закон закрепляет для самих платформ и их пользователей правовые нормы.
Почему приняли законопроект о платформенной экономике
Вклад платформенной экономики к июню 2025 года достиг пятой части ВВП страны. При этом общих правил нет: площадки самостоятельно устанавливают правила, часто меняют их без уведомления покупателей и селлеров.
Сейчас на маркетплейсах нет понятного алгоритма продвижения. Небольшие селлеры не могут пробиться в выдачу и конкурировать с более опытными продавцами и крупными брендами. Владельцам ПВЗ сложно получить отчетность по экономическим расчетам с платформами.
Список основных проблем, которые легли в основу принятия закона в РФ:
- необоснованные штрафы и санкции,
- блокировки личных кабинетов без понятных причин,
- отсутствие эффективных механизмов оспаривания,
- контрафакт,
- сложности при возврате продукции,
- отсутствие ответственности за неполные или недостоверные сведения в карточках товаров.
Такой правовой вакуум создает риски для потребителей и снижает уровень доверия к электронным сервисам в целом. Закон должен закрыть эти вопросы.

Что изменится для всех участников рынка после вступления закона в силу
Для платформ:
- Все условия сотрудничества платформ с продавцами, исполнителями и владельцами ПВЗ должны быть размещены в открытом доступе.
- Платформа должна уведомлять всех участников, включая владельцев ПВЗ, об изменении любых условий не менее чем за 45 дней.
- Платформы обязаны сверять данные продавцов через государственные реестры и службы идентификации, следить за тем, чтобы селлеры предоставляли актуальные сведения о своей деятельности.
- Платформа обязана не допускать к публикации карточки товаров без обязательной маркировки, лицензий или сертификатов.
- Платформы обязаны бороться с нелегальными товарами и запрещенным контентом.
- Платформы обязаны организовать прозрачные и удобные механизмы возврата любых товаров и досудебного разрешения конфликтов.
- Платформы обязаны сделать понятный и единый для всех участников механизм продвижения товаров и услуг.
При этом платформы смогут менять тарифы и правила в одностороннем порядке, хоть и через 45 дней. Никаких соглашений с другими участниками им подписывать не нужно.
Для селлеров
- Продавец может согласиться на участие в акциях и также отозвать это согласие.
- Продавец обязан предоставлять достоверные сведения о своем юрлице или ИП.
- Продавец обязан маркировать товары, подлежащие обязательной маркировке.
- Продавец обязан публиковать все необходимые по закону свидетельства и сертификаты в карточке товара.
- Селлерам обязаны предоставить понятные способы и алгоритмы продвижения своих товаров на платформе.
Обязательной маркировке подлежат практически все товары: одежда и любые текстильные изделия, обувь, парфюмерия, БАДы. Товары без маркировки, в том числе привезенные из других стран, продавать на маркетплейсах будет запрещено.


📎 Подробнее о маркировке товаров и о том, как самозанятый может обойти запрет — рассказали в статье
Для ПВЗ
- Владельцам ПВЗ наконец-то гарантируют отдельный доступ к финансовой отчетности с возможностью запросить акты сверки.
- Условия сотрудничества тоже станут прозрачными и изменения смогут вводить не ранее, чем через 45 дней после предупреждения.
Вопросы небольших продавцов не решили
Закон должен защитить интересы малого бизнеса. Но новые требования по маркировке, отчетности и проверкам создают для малых предпринимателей административные и финансовые барьеры. Заходить на крупные маркетплейсы с небольшими бюджетами станет еще сложнее.
Механизмов для поддержки и субсидирования для адаптации так и нет. Даже если функционал продвижения на платформах будет понятным и единым, начинающие селлеры не смогут конкурировать с крупными брендами. Плюс, закон не требует раскрыть алгоритмы ранжирования и выдачи — это дает платформам возможность непрозрачно влиять на видимость товаров и блокировать участников без объяснений.

Что делать участникам рынка прямо сейчас
Продавцам и исполнителям, которые предоставляют свои услуги
- Актуализировать свои регистрационные данные в государственных реестрах.
- Провести маркировку товаров, получить необходимые сертификаты, лицензии и опубликовать их в карточках.
- Подготовить актуальные и достоверные документы для перезаключения договоров с платформами.
Владельцам пунктов выдачи заказов
- Проверить и актуализировать документы для перезаключения договоров.
- Подготовиться к возможным проверкам.
Закон о платформенной экономике — это фундаментальный шаг к регулированию рынка цифровых посредников, созданию честных правил игры и повышению прозрачности всех процессов. У предпринимателей есть год, чтобы подготовиться, адаптировать бизнес-процессы и привести документы в порядок.

Вопрос — ответ
Какие основные положения содержит закон о платформенной экономике?
Закон вводит:
- Понятия «платформенная экономика» и «посредническая цифровая платформа» (ПЦП).
- Обязательную проверку продавцов через госреестры ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕСИА.
- Запрет на дискриминационные условия и манипуляции с поисковой выдачей.
- Обязанность платформ обеспечивать возврат некачественных товаров и связь с поставщиками.
- Информационный обмен с ФНС для налогового контроля.
- Ответственность платформ за несертифицированные или контрафактные товары.
ФЗ также предусматривает ведение реестра ПЦП и государственный контроль.
Зачем нужен закон о регулировании платформенной экономики?
Закон создает безопасную и прозрачную среду для работы цифровых платформ. Он защищает права потребителей, обеспечивает возможность возврата товаров и проверку сертификации, предотвращает продвижение товаров в обход фильтров, регулирует отношения между платформами, продавцами и покупателями, а также снижает риски монополизации и продажи контрафакта.
Какие платформы подпадают под действие закона?
Закон регулирует посреднические цифровые платформы (ПЦП), включая маркетплейсы — Ozon, Wildberries, сервисы такси — Яндекс Go, доставки еды и платформы для самозанятых. Мы привели только несколько примеров из множества платформ, которых затрагивает закон. Но ФЗ не распространяется на аудиовизуальные сервисы, кредитные организации и профессиональных участников финансового рынка.
Какие изменения ждут продавцов и потребителей?
Для продавцов:
- Обязательная регистрация через госреестры перед допуском на платформу.
- Защита от резкого повышения комиссий — уведомление должны прислать за 45 дней.
Для потребителей:
- Право вскрывать и осматривать товар в пунктах выдачи перед покупкой.
- Возможность связываться с поставщиком и возвращать некачественные товары через платформу.
- Запрет на продажу несертифицированных товаров.
Какие спорные вопросы возникли при обсуждении законопроекта?
Бизнес-ассоциации критиковали проект за недостаточную защиту традиционного ритейла и риски монополизации маркетплейсами. Офлайн-ретейлеры предлагали ограничить скидки платформ и ужесточить требования к маркировке. Профсоюзы настаивали на признании отношений с платформами трудовыми, а не гражданско-правовыми, для предоставления социальных гарантий. Некоторые предложения не были учтены, что вызвало критику.