Самозанятость и сетевой маркетинг: можно ли совмещать
Бум распространителей косметики, БАДов и чудо-пылесосов случился в нулевые: простая бизнес-модель, моментальный заработок, «потри и понюхай». Сегодня тяжёлые сумки, каталоги и походы по подъездам заменили сайты, соцсети и онлайн-заказы.
1 этап. Самозанятый становится распространителем
Алевтина рассказала Марфе, что недавно купила классную соковыжималку фирмы N, но такой в магазине не найти. Нужно либо перекупить её у Алевтины, либо заполнить анкетку: стать участником компании и купить уже напрямую. Марфа выбирает второе и становится прямым покупателем фирмы N. Алевтина получает за приведённых клиентов скидки и бонусы.
В сетевом маркетинге продавцы не устраиваются в компанию по трудовому договору, а работают в качестве предпринимателей. Чаще в таких отношениях нет графика, фиксированной зарплаты, социальных гарантий, штрафов. Но есть договор, условия которого нужно соблюдать.
Что с доходом?
Пока Алевтина не продаёт товар компании, а приводит новых клиентов и участников «системы», её доход — скидки на товар, которые она использует в своих целях (покупает дешевле). Скидка от компании за счёт вовлечения не облагается налогом.
На этом этапе никаких противоречий с режимом самозанятых — нет.
2 этап. Дистрибьютор продаёт товар
У Марфы дела идут хорошо: она умеет рассказывать о преимуществах бренда и начинает не только рекламировать, но и продавать соковыжималки фирмы N.
Алевтина пошла ещё дальше: ей удалось привлечь новых продавцов товара и организовать свою мини-сеть дистрибьюторов. Теперь она получает процент с продаж своих «подопечных».
Распространители продают свой товар через соцсети, рассылают рекламные буклеты и организуют тематические мастер-классы. Они привлекают не только клиентов, но и новых продавцов товара.
Что с доходом?
Марфа перепродаёт товар компании по знакомым: закупает с персональной скидкой, а реализует по ценам каталога. Эту самую скидку (разницу) Марфа оставляет себе. И это доход, который в законодательстве РФ облагается налогом.
Самозанятость здесь не подходит, потому перепродавать товары на режиме НПД нельзя. Нужно зарегистрировать ИП и выбрать другой налоговый режим: например, УСН.
Алевтина уже не продаёт соковыжималки, но в её мини-сети работают другие продавцы. От их дохода она получает процент.
Платить НПД с таких доходов не выйдет. По закону налоговая база — это «денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав)». Проценты от продаж другими людьми под эту формулировку не подходят.
И ещё одна важная штука: на некоторых сайтах МЛМ-компаний мы нашли требование о регистрации в системе маркировки. То есть дистрибьютор, который перепродаёт туалетную воду, изделия из текстиля и что угодно, подлежащее маркировке, должен сообщать о продаже таких товаров. Например, об этом предупреждает Oriflame.
А самозанятые не могут продавать товар, подлежащий маркировке.
3 этап. Дистрибьютор открывает офис
Алевтина набрала большой штат продавцов-распространителей и открыла представительство (офис) компании в своём городе. Теперь головной офис выплачивает ей денежные бонусы и вознаграждения.
Что с доходом?
В этом случае Алевтина должна открыть ИП не на НПД, так как получает деньги от компании за вовлечение большого количества участников и менеджерские обязанности. Тут и вероятность процентного дохода, и признаки трудовых отношений.
Но есть одна несостыковка. Если посмотреть договоры популярных МЛМ-компаний, то среди них встречаются формулировки: договор на оказание маркетинговых услуг, исследование конъюнктуры рынка, поддержка продаж компаний. А эти услуги подходят под режим самозанятости.
Например, на сайте Faberlic есть шаблон договора на оказание услуг, где перечислены следующие обязанности: привлечение покупателей путём проведения исследований, переговоров; ознакомление с порядком регистрации; поддержание контакта с покупателями с целью повышения размера среднего чека и так далее.
То есть если в таком офисе нет розничной перепродажи товаров, и Алевтина оказывает услуги по организации бизнес-процессов или маркетинговым исследованиям, — она может применять режим самозанятости.
Как это выглядит на практике
Мы связались с одной из участниц крупной МЛМ-компании и спросили, как устроена «карьерная лестница» в их структуре:
«После регистрации участник становится привилегированным покупателем. На этом этапе он продаёт продукцию по цене каталога. Более важный доход — от структуры, команды. Чем она активнее, тем больше товарооборот. И тем больше мы получаем денежных бонусов.
На этом этапе никакого налогового статуса у консультанта нет, но есть договор со структурой. Компания нас прикрывает по всем налогам.
На одних только продажах директором не стать, поэтому на начальном этапе говорить об ИП или самозанятости рано. Сначала нужно попробовать свои силы. Мне вот уже осталось две ступеньки до статуса директора».
То есть в этой компании, по словам нашего анонимного источника, уже на начальном этапе консультант по сути занимается перепродажей, но налогов не платит, статуса никакого не имеет. Скорее всего речь идёт о реферальных ссылках, а не о прямых продажах.
Коротко о главном
- Обязанности дистрибьютора в сетевом маркетинге в основном противоречат режиму самозанятости: перепродажа товара, следование корпоративному кодексу, доход в виде процентов, маркировка.
- Единственный возможный вариант — представительство и оказание около маркетинговых услуг. Но по факту почти на всех уровнях сетевого маркетинга прямые формулировки заменяются размытыми «консультациями, исследованиями рынка».
- В любом случае мы советуем быть осторожнее и, оформляя самозанятость в сетевом маркетинге, избегать запрещённых видов деятельности. Никто не застрахован от налоговых проверок. И учитывая, что большинство используют соцсети как канал продажи, попасть в поле зрения налоговой очень просто.
Остались вопросы? Задайте их в комментариях под статьей. Если ответ нужен срочно, пишите в наше сообщество Вконтакте или Телеграм-канал.