Вернуться

«ЧАВО по самозанятости»

Отвечаем на самые популярные вопросы о самозанятости, которые касаются региона деятельности, пенсий, приложения «Мой налог» и оформления документов.

У самозанятости много нюансов. Чтобы с ними разобраться, мы собрали самые популярные вопросы и ответили на них в соответствии с законом и комментариями налоговой.

Регионы деятельности

Что делать, если я прописан вне региона эксперимента, но планирую работать в подходящем регионе?

В законе нет никаких условий, связанных с регистрацией или местом жительства. При регистрации в «Моем налоге» можно просто выбрать регион, в котором вы планируете работать. Проверять прописку никто не будет.

Что делать, если я веду деятельность в нескольких субъектах?

При регистрации в «Моем налоге» нужно указать только один регион. Выберите тот, где вы живете, или тот, откуда у вас больше всего заказчиков. Потом через приложение можно будет проводить платежи от заказчиков из других регионов, в том числе тех, что пока не входят в эксперимент.

Что делать, если я работаю удаленно, с клиентами из разных регионов?

Согласно письму налоговой от 18.11.2019 №СД-4-3/23424, самозанятые удаленщики могут выбрать регион ведения деятельности из двух вариантов:

  • Фактическое пребывание, то есть место, где вы сидите и работаете за компьютером.
  • Местонахождение одного из заказчиков, который находится в регионе эксперимента по НПД. Платежи от заказчиков из неэкспериментальных регионов тоже можно будет проводить через приложение.

Пенсия

Нужно ли платить за себя взносы в пенсионный фонд?

В отличие от ИП, самозанятые платят только 4–6% налога. Взносы платить не нужно. Это значит, что пока вы работаете как самозанятый, у вас не копится трудовой стаж. Если проработаете в качестве самозанятого всю жизнь, в старости сможете рассчитывать только на социальную пенсию.

Можно ли мне самому платить взносы, чтобы копить на пенсию?

Да, самозанятый может добровольно платить взносы в пенсионный фонд. В 2020 году, чтобы получить год стажа, нужно заплатить 32 448 ₽. Для этого нужно прийти в пенсионный фонд, подать заявление и перечислять деньги. Платить можно нерегулярно: если заплатите меньше, вам зачтут не год, а несколько месяцев стажа.

Еще вы можете не платить взносы в ПФР, а копить деньги на вкладе, инвестировать их или переводить в негосударственный пенсионный фонд, чтобы пенсия не зависела от государства.

Я безработный пенсионер и хочу оформить самозанятость. Потеряю ли я индексацию пенсии и социальные выплаты?

Самозанятый не платит взносы в ПФР, поэтому для пенсионного фонда он безработный. Это значит, что его пенсию индексируют так же, как для обычных безработных. Все выплаты тоже сохраняются: например, если ваша пенсия ниже МРОТ, вам будут доплачивать разницу.

Если вы решите сами платить взносы в ПФР, то станете работающим пенсионером — потеряете индексацию и выплаты.

Приложение «Мой налог»

Что делать, если у меня нет смартфона или на него не получается скачать приложение?

Вместо приложения на смартфоне можно пользоваться личным кабинетом самозанятого на сайте ФНС. В нем можно зарегистрироваться в качестве самозанятого, формировать чеки и платить налоги. Единственное отличие — на сайте не получится зарегистрироваться по фото и паспорту. Вам понадобится учетная запись на Госуслугах или логин и пароль от личного кабинета, которые можно получить в налоговой.

Что делать, если на смартфоне плохая камера и не получается сделать фото лица или распознать фото паспорта?

В таком случае придется зарегистрироваться через личный кабинет самозанятого: по логину и паролю, полученному в ФНС, либо по учетной записи в Госуслугах. Потом можно будет войти в «Мой налог» по номеру телефона и выдавать чеки со смартфона.

Что делать, если приложение «Мой налог» сломается?

В пункте 9 статьи 3 закона о самозанятых прописано, что в случае массового сбоя приложения можно будет сформировать и выдать чек в течение суток после устранения сбоя. Штрафовать за это не будут.

Документооборот

Может ли самозанятый выставлять счета и формировать акты?

По закону делать этого не нужно — самозанятый может получить деньги без счета, а чек у него заменяет акт. Однако некоторые компании ведут очень строгую бухгалтерию и не могут работать без актов и счетов. В таком случае самозанятый может их выставлять — законом это не запрещено. Для этого можно использовать шаблоны, например, принятые в организации, которая требует от вас счет или акт.

Что делать, если я сдал работу, подписал с организацией акт, а деньги еще не пришли? Нужно ли проводить платеж в «Моем налоге» и формировать чек?

Самозанятый формирует чек только после того, как придут деньги. Это отличает его от акта, который подписывают, когда принята работа, даже если деньги еще не пришли. Лучше не выдавать чеки заранее: потом сложно будет доказать, что клиент не перевел деньги, а налог заплатить придется.

Должен ли я как самозанятый сдавать какие-то отчеты в налоговую?

Никакие отчеты сдавать не нужно. Все «общение» с налоговой идет через приложение — нужно просто вносить операции, формировать чеки и платить налог.

Я ИП, перешел на НПД после 1 января. Нужно ли сдать отчетность и уплатить взносы за то время, пока я был ИП на УСН?

Даже если вы были ИП на другом налоговом режиме всего один день в году, вам нужно будет заплатить взносы за этот период и до 25 апреля подать декларацию в налоговую. Если этого не сделать, на неуплаченные взносы вам начислят пени, а за несданную декларацию выпишут штраф 1000 рублей.

Что делать, если у клиента нет смартфона и некуда отправить ему чек?

Чек можно отправить по почте, в соцсетях или даже в СМС — чтобы его получить, смартфон клиенту не нужен. Если у клиента нет даже интернета, можно распечатать ему чек и отдать лично в руки.

Что будет, если я не вышлю чек? Клиенты у меня его не просят.

По закону вы обязаны выдать чек, даже если клиент отнекивается. Если вы его не отдадите, налоговая может об этом узнать, например если клиент сам пожалуется на вас. В этом случае вам грозит штраф:

  • При первом нарушении — 20% от суммы сделки с невыданным чеком.
  • При повторном нарушении в течение полугода — 100% от суммы сделки. 

Другие вопросы

Нужна ли самозанятому касса?

По закону касса самозанятому не нужна. Функции «кассы» в каком-то смысле выполняет сервис «Мой налог» — в нем вы вводите сумму сделки и формируете чек.

Можно ли принимать деньги от заказчиков на электронные кошельки?

Самозанятый может принимать деньги как угодно: на карточку, наличными или на электронный кошелек, в любой валюте, даже в биткоинах. Главное — внести платеж в «Мой налог».

У самозанятого есть лимит на доход: 2,4 миллиона за год. Этот год считается с даты регистрации или с 1 января?

Год календарный, то есть считается с 1 января. Если вы зарегистрировались в декабре, то можете заработать 2,4 миллиона за декабрь — в январе лимит обнулится.

Что будет, если формировать все чеки, но не заплатить налог до 25-го числа следующего месяца?

Штрафов для самозанятых за неуплату налога не предусмотрено. Единственное наказание — пеня. Она начисляется каждый день в размере 1/300 от текущей ставки рефинансирования Центробанка России. Ставку рефинансирования можно посмотреть на сайте Центробанка, в графе «ключевая ставка». В феврале 2020 года ставка — 6%. Это значит, что каждый день к налогу будет добавляться пеня 0,02% от неуплаченного налога.

Например, если вы задолжали налоговой 1000 рублей, после 25-го числа каждый день сумма выплаты будет увеличиваться на 0,2 рубля.

Следите за нами в Фейсбуке, Вконтакте, Инстаграме или Телеграме — там мы регулярно публикуем новые посты о самозанятости и отвечаем на ваши вопросы в комментариях!

 

Комментарии

avatar

Оставьте заявку

Мы свяжемся с вами в течение 10 минут

Оставьте заявку


Оставьте заявку