Может ли госслужащий быть самозанятым
Могут ли госслужащие и бюджетники быть самозанятыми
Да, и госслужащий, и бюджетник может получить статус самозанятого. Однако разрешения на деятельность у них будут разными.
Например, бюджетники — это отдельная категория работников, которые трудятся в государственных и муниципальных учреждениях. Сюда относят врачей и учителей. В отличие от других государственных служащих, у них нет ограничений по самозанятости. То есть учитель может работать по трудовому договору в школе, а в свободное от работы время, писать статьи на заказ как самозанятый.
При этом термином «госслужащий» в законодательстве охватывают все остальные категории граждан, работающих на государство. Сюда относятся муниципальные работники, чиновники, депутаты и военнослужащие. Абсолютно все, кто официально работает на государство и получает зарплату из государственного или местного бюджета. Это все крупные государственные структуры: ФНС, МВД, суды. Также к госслужащим будут относится губернаторы, депутаты — то есть должностные лица, работу которых оплачивает государство напрямую.
Может ли госслужащий быть самозанятым и при этом сдавать квартиру
Да, и сдавать квартиру в аренду — единственная деятельность, с которой госслужащий может официально получать прибыль, как самозанятый. Как это будет регламентировать налоговая служба, можно узнать в письме Минтруда России на официальном сайте Федеральной Антимонопольной Службы.
Может ли муниципальный служащий быть самозанятым
Для начала давайте разберемся, кто относится к муниципальным служащим. Муниципальные работники — это люди, которые работают по трудовому договору в органах городской, районной, областной власти и получают зарплату из местного бюджета. Сюда относятся все муниципальные структуры самоуправления: администрация, ЗАГС, городские и районные департаменты, уникальный для территории — например, городской Департамент по защите леса.
Заместители, руководители отделов, секретари, работники ЗАГСА — все это муниципальные работники. При этом обслуживающий персонал и некоторые специалисты, даже работая на муниципальную организацию, не обязательно будут относиться к муниципальным служащим. Поэтому, если есть сомнения в своем статусе, лучше уточнить его у работодателя — на всякий случай. Это важно, если вы хотите стать самозанятым, потому что у муниципальных работников также есть ограничения по самозанятости.
Поскольку такие люди работают на государство, по закону их приравнивают к госслужащим. А госслужащие вправе применять налог на профессиональный доход только при получении прибыли от сдачи жилья в аренду. Для этого достаточно зарегистрироваться как самозанятый в сервисе «Мой налог» или через мобильное приложение банка.
Может ли военнослужащий быть самозанятым
Согласно 1 п. ст. 2 ФЗ от 27.05.2003 N 58-ФЗ военнослужащие также относятся к государственным работникам, поскольку работают на государство и получают зарплату исключительно от государства. Поэтому им можно и нельзя всё то же самое, что и другим категориям госслужащих. Военнослужащий-самозанятый имеет право только сдавать жилье в аренду. Утверждено это еще 13 июля 2020 года в письме ФНС № СД-4-3/11282.
Как бывшему госслужащему стать самозанятым и заниматься любой деятельностью
Если госслужащий хочет снять ограничение и получать прибыль как самозанятый от других видов деятельности, ему придётся покинуть госслужбу.
Бывшие госслужащие должны получить разрешение специальной антикоррупционной комиссии, если планируют получать более 100 тысяч рублей в месяц за трудовую деятельность или на основании сделок с покупателями.
Такое же разрешение нужно получить, если бывший чиновник заключает договор на услуги или работы с организацией, где выполнял функции муниципального, административного или государственного управления.
Напоминаем, что всем гражданам РФ возможно работать самозанятым с компанией, где раньше были оформлены по трудовому договору. Однако сделать это можно только спустя два года после увольнения.
Поэтому появляется второй нюанс для госслужащих. В течение этих двух лет предыдущий работодатель должен получать уведомления об их деятельности. Все, кто нанимает на работу бывшего госслужащего или заключает договора на покупку и оказание услуг, должны оповестить об этом бывшего работодателя госслужащего. То есть, если компания наняла бывшего налогового инспектора, генеральный директор должен уведомить об этом ФНС.
Если у вас остались вопросы, задайте их в комментариях под статьей. Получить консультацию в быстрее можно в нашем сообществе Вконтакте или Телеграм-канале (под каждым постом можно оставить комментарий).